Моё сердце всегда трепещет при виде советских фильмов. Я с упоением пересматриваю их снова и снова, словно открывая для себя новые грани знакомых миров. В этом море кинематографических шедевров мне посчастливилось обнаружить немало жемчужин, незаслуженно забытых временем. Есть и такие ленты, о которых я слышала много хвалебных отзывов, но только личное знакомство с ними позволило по-настоящему оценить их гений.
Лучше пережить ещё раз волнующие эмоции, связанные с просмотром любимого фильма, чем погрузиться в посредственность новинки. Уверенность в том, что получу лишь положительные впечатления от просмотра, всегда меня успокаивает.
Недавно по телевизору показывали фильм «Экипаж», снятый в конце семидесятых годов. Мне удалось увидеть только финальные эпизоды, но они так заинтриговали меня, что я с нетерпением решила найти полную версию фильма на сайте. В поисковой строке запросов о «Экипаже» 2016 года значительно больше, чем о его советском предшественнике. Однако лично мне новая интерпретация не понравилась. Она не вызвала во мне тех же ярких эмоций, что и шедевр Александра Митты.
Фильм «Экипаж», вышедший в 1979 году, в 1980 году занял шестое место в прокате. Такая популярность объясняется тем, что картина была необычной для советского кинематографа. Она состояла из двух частей, снятых в разных жанрах – бытовой драмы и фильма-катастрофы. Эти две части органично дополняли друг друга, создавая цельное произведение. «Экипаж» - фильм-легенда, способный затронуть душу каждого зрителя.
Первая часть картины знакомит нас с героями, раскрывает их судьбы, жизненные обстоятельства – все они непростые, каждый из них борется со своими проблемами. Люди сложной профессии сталкиваются не только на работе с трудностями, но и в личной жизни. Во второй части личные невзгоды героев уходят на второй план перед лицом глобальной катастрофы.
Некоторые могут считать вторую часть более интересной и интригующей, ведь она держит зрителя в напряжении. Однако без первой части она была бы неполной. Сначала необходимо познакомиться с героями, понять, что они – такие же люди, как и мы, чтобы во второй части осознать, что «не боги горшки обжигают». Мужество и отвагу проявляют самые обычные люди, которые в критической ситуации принимают верное решение, идут на риск ради спасения других, делая даже больше, чем от них ожидается.
Не все знают, что рабочее название картины «Экипаж» было другое – «Запас прочности». Действительно, мы видим огромный запас прочности у героев, и едва ли они сами могли о нем подозревать. Пока не окажешься в подобной ситуации, не узнаешь, на что способен.
Прекрасный актерский состав фильма создает проникновенную историю. Каждый персонаж вызывает эмоции: кто-то нравится, кто-то вызывает сочувствие, как Ненароков, а кто-то не очень приятен, как Игорь Скворцов. Однако мое мнение о нем изменилось в ходе просмотра. Георгий Жженов, Анатолий Васильев, Леонид Филатов, Александра Яковлева – они лучшие!
У каждого героя есть свои жизненные неурядицы. Пилот Валентин Ненароков переживает из-за проблем в семейной жизни. Ты искренне сочувствуешь этому мужчине, понимаешь, что он хороший человек, способный стать образцовым семьянином. Он готов на всё ради жены и ребенка, откажется от перспектив в карьере. Но Валентину не повезло: с супругой их жизнь была полна скандалов, ребенок начал заикаться от напряженной обстановки в семье, затем был развод. Бывшая супруга не оставляла Валентина в покое, делала всё, чтобы отравить ему жизнь.
У командира экипажа Андрея Тимченко тоже хватает переживаний: его дочь в положении, беременность протекает с осложнениями, однако девушка намерена родить ребенка, но не собирается выходить замуж за отца. Тимченко явно желал для своей дочери другой судьбы, не хотел, чтобы она была матерью-одиночкой. Скворцов сначала мне не понравился из-за своей ветрености и любвеобильности, но с появлением Тамары веришь, что он может остепениться. И какую роковую роль сыграла его бывшая любовница, так не вовремя появившаяся в его доме! Игорю неудобно перед Тамарой за эту сцену, и понимаешь, что страдания его искренние, человек готов был поменяться.
Эти трое героев воплощают в себе образы трех типов мужчин: Валентин – верный и заботливый мужчина, семьянин, встретивший не ту женщину; Игорь – бабник, романтическая натура, которого страшит перспектива расстаться со своей свободой; Тимченко – мудрый отец, наставник, рассудительный, серьезный, правильный.
В первой части фильма отражены актуальные проблемы: отцов и детей, конфликты в супружеских парах, проблема выбора между семейной жизнью и свободой. Во второй части все это уходит на второй план, мы видим катастрофу – землетрясение в горном городке, где местное население трудится на нефтеперерабатывающем предприятии. Члены экипажа самолета должны забрать советских граждан, оказавшихся в этом городе, вывезти их, но в это время происходит повторное землетрясение, повреждена взлетная полоса.
Во время просмотра сам подавлен масштабностью катастрофы: видишь, как из-за селевого потока рушится предприятие, и потоки горящих нефтепродуктов сметают все на своем пути. Гибнут люди, взрывается самолет, взлетавший в этот момент…Все очень страшно, потоки могут залить аэродром и тогда пути к отступлению будут отрезаны. Экипажу надо принять очень непростое решение: времени на долгие раздумья нет, людей охватывает паника. Решение принято, огромный риск, но они идут на него, ведь это единственный шанс спасти людей. На долю героев выпадают настоящие испытания: берут на себя ответственность за чужие жизни.
Съемки очень достойные, постановка превосходная. Картина 2016 года пестрит зрелищными кадрами, уровень спецэффектов выше, использовались современные технологии, но в остальном картина слабее. Настоятельно рекомендую к просмотру именно фильм 1979 года – настоящий фильм-катастрофа, задевающий за живое!
Длительное время я носила в себе образ этого фильма, пытаясь вспомнить каждую деталь, каждое мгновение напряжения и эмоционального взлёта. Мне хотелось вновь окунуться в тот мир, испытать бурю чувств и получить свою дозу острых переживаний. Перерыла я все видеосалоны нашего города, но нигде не смогла отыскать заветную кассету. Разочарование было глубоким – ведь это кино являлось частью моей юности, хранило в себе дорогие воспоминания.
И вот, совершенно случайно, на просторах интернета, я наткнулась на его название! Ошеломление и неверие захватили меня – глаза мои не верили тому, что видели. Последний раз я смотрела этот фильм лет пятнадцать назад, и желание освежить память было просто всепоглощающим. Не теряя ни минуты, я приступила к просмотру.
Многие в то время говорили, что это первый отечественный фильм-катастрофа, способный соперничать с западными образцами. Эмоциональность и напряженность, безусловно, присутствовали в полном объеме, но называть его исключительно картиной о природных катаклизмах я бы не стала. Для меня это прежде всего история о жизни, о преодолении трудностей, о борьбе за выживание и о том, что испытывают люди в эти критические моменты.
С первых же минут фильм знакомит нас с запутанными человеческими отношениями, с личными драмами и переживаниями. Каждый герой обладает своей уникальной историей, но когда приходит беда, все личное отступает на второй план. На кону стоит сложная ситуация, из которой необходимо выбраться любой ценой. Ведь в руках пилотов не только собственные судьбы, но и жизни пассажиров, за которых они несут ответственность. У этих людей тоже есть свои мысли и переживания, но они всеми силами стараются отбросить их и оказать помощь ребятам, ведь от этого зависят их жизни и судьбы.
Это невероятный фильм, который заслуживает самых лестных отзывов. Здесь по-настоящему чувствуешь все эмоции, переживания и чувства героев – им веришь, за них волнуешься и сопереживаешь. Таких искренних и правдоподобных картин сейчас очень мало. Режиссеру Александру Митте следует отдать должное – он не просто показал ситуацию, а раскрыл всех героев, сделал их образы цельными и яркими.
Георгий Жженов блестяще сыграл роль опытного пилота Тимченко. Он видел многое в своей жизни, умный и смелый, но подобной ситуации он явно не ожидал. Ему предстоит принять сложное решение, времени на раздумья практически нет. Он старается контролировать свои эмоции, что негативно сказывается на его здоровье, а после катастрофы это усугубилось в разы.
Анатолий Васильев создал по-настоящему яркий и достойный образ Ненарокова. Это хороший специалист, способный найти выход из любой ситуации. Единственное, что он недостаточно решительный, хотя и добрый человек. Благодаря своим качествам он располагает к себе – простой русский мужик! У него есть комплексы и страхи, но душа чиста, а это самое главное. Ведь нужно быть действительно сильным человеком, чтобы принять с достоинством слова собственного сына: «Дядя, я тебя люблю!»
Леонид Филатов в роли Скворцова запомнился многим зрителям. Он так убедительно и интересно предстал перед нами в образе любвеобильного героя. Жизнь этого персонажа печальна – он меняет женщин как перчатки, уверен, что брак не для него. Но сейчас в его жизни нет душевного спокойствия и понимания. И вот появляется она – Тамара. Именно эта женщина смогла изменить его жизнь и показать, что у любви есть обратная сторона.
Александра Яковлева в роли Тамары – красивая и обаятельная девушка. Ей удалось показать, насколько нежными и чувственными бывают женщины. Ее понимают, поддерживают и обожают за ее открытость и женственность.
Еще один любопытный персонаж – жена Тимченко, которую сыграла Екатерина Васильева. Кажется, что это второстепенный персонаж, который редко появляется в кадре. Но ее чувства к мужу, искренняя и сильная любовь, эмоции и переживания за него раскрывают всю суть фильма. Это так трогательно, искренне и жизненно, что ты переживаешь и волнуешься вместе с ней.
Недавно этот фильм был переснят, но, несмотря на спецэффекты, новые технологии и красивых героев, старый вариант мне ближе. Да, Никита Козловский хорош, но Леонид Филатов лучше! Это действительно хороший, яркий, эмоциональный и жизненный сериал, полный эмоций и чувств, оставляющий самые яркие впечатления.
Я очень рада, что смогла найти этот фильм – шедевр нашего кинематографа, который следует пересматривать и учиться на нем снимать хорошие, драматические и эффектные проекты!
Картина "Экипаж" стала настоящей вехой в истории отечественного кинематографа, смело шагнувнув в неизведанные воды жанра катастрофы.
Это было нечто совершенно новое, что вызвало настоящий фурор среди зрителей. Именно этот проект закрепил за собой звание легендарного и, без малейшего сомнения, по праву считается одним из лучших фильмов своего времени.
Путь "Экипажа" к экранам был тернистым: сценаристы долго искали режиссера, способного воплотить их амбициозную идею. Выбор пал на Александра Митту – именно его талант и мастерство позволили проекту обрести жизнь. Важно отметить, что позже был снят ремейк Николаем Лебедевым, который также заслуживает внимания зрителей.
Драматическая история о летчиках и пассажирах лайнера, оказавшихся в смертельной ловушке, трогает сердца зрителей своей искренностью и напряженным сюжетом. Каждый истинный ценитель кино способен отличить подлинную драму от банального продукта жанра.
"Экипаж" доступен в двух частях, каждая из которых по-своему уникальна. Лично мне вторая часть показалась более зрелой и динамичной, хотя обе принесли немало удовольствия. Нельзя забывать о том, что оригинальная картина Митты остаётся эталонной, а работа Лебедева, к сожалению, не смогла достичь той же глубины и эмоциональной силы.
В фильме Митты блистает звездный актерский состав. Каждый исполнитель мастерски вжился в свою роль, передавая все нюансы человеческих отношений и сложных судеб. Сюжет фильма захватывает с первых минут, а яркие образы героев остаются в памяти надолго.
Стоит отметить, что судьбы персонажей вызывают искреннее сочувствие. Тимченко, борется за свою карьеру, Скворцов, живущий холостяцкой жизнью, и Ненароков, чья история полна горечи – все они оставляют неизгладимый след в сердцах зрителей.
Благодаря мастерству сценаристов, авторы картины смогли создать многогранный и многоплановый сюжет.
Разные и непредсказуемые ситуации, с которыми сталкиваются герои, заставляют сопереживать им и переживать за их судьбы. В 1979 году подобное зрелище было поистине революционным: зрители с замиранием сердца следили за развитием событий, испытывая настоящий страх и волнение.
"Экипаж" не только поражал своим сюжетом, но и демонстрировал высокий уровень спецэффектов для своего времени.
Что касается ремейка 2016 года, то он, к сожалению, не смог превзойти оригинал.
Слабые стороны новой версии бросаются в глаза, и, несмотря на попытки обновления сюжета, она теряет ту искру, которая сделала "Экипаж" легендарным.
Оценивая оба проекта объективно, оригинальной картине Митты я бы поставил 10 баллов из 10, а ремейку – 6 баллов из 10.