Определение «настоящего» русского фильма о любви – задача сложная. Однако картина «Граница», даже в усечённой двухчасовой версии, претендует на это звание. Режиссёр Александр Митта создал захватывающую историю: не мелодраматичную, не утопающую в сентиментальности, но проникающую в самую душу.
В центре повествования – любовный треугольник: капитан Голощекин (Алексей Гуськов), его супруга Жанна (Ольга Будина) и лейтенант Столбов (Марат Башаров). Образ Марины, исполненный Еленой Захаровой, по-настоящему абсолютен: хрупкая, словно «под Мерилин Монро», послушная, «очень женщина». Эта нестерпимо вульгарная блондинка, по непонятным причинам привлекающая мужчин, становится объектом желания для многих. Голощекину удаётся её «украсть и увезти на край света» - метафора, отражающая силу его чувств.
Алексей Гуськов в этой картине бесподобен. В истории кино нередко случается, что «голубые герои» вызывают меньше интереса, чем обаятельные злодеи. В полной версии «Границы» Голощекин ещё более безнравствен и подл, чем в киноверсии (в которой отсутствуют эпизоды с проигрышем Жгута), однако он обаятелен, его хочется жалеть, он привлекательнее, чем добрый и любящий, но глупый лейтенант Столбов (которое имя режиссёр ему, кстати, даровал!). Голощекин – полумифический, бесстрашный, вечный – главный герой фильма.
Ключевую любовную линию удачно оттеняют другие сюжетные линии: история Альбины и забавная, вздорная, но потрясающе гармоничная пара Алексей и Галя Жгуты. Раздолбай, алкоголик и картежник Жгут (искрометно сыгранный Евгением Ефремовым) преданно любит свою умницу и красавицу Галю (Ирина Панова), балдеет ей – и это искупает все его грехи. Галя – настоящая российская женщина: правильная, страстно любящая, сильная и разумная, благородно и дерзко встречающая все удары судьбы. Чтобы спасти супруга, она играет в карты с сообществом поездных шулеров, рискуя жизнью. Наверняка, на месте своей подруги Марины Галя и в жаркую баню смогла бы зайти, если бы после этого её ждал её Леха. Рената Литвинова (Альбина Вран) – как всегда, в роли самой себя – почему-то каким-то ветром занесена в гарнизон дама благородных кровей, от которой супруг зря просит незапятнанных носков и жаркого борща на столе. Особист Вран обязан благодарить свою счастливую звезду: он не проснулся в тот момент, когда на него наводила пистолет его непредсказуемая, странная супруга с маской Смерти на лице.
Неповторимая красота сериала и в интересе к второстепенным героям: симпатичной, тоскующей по потомкам паре Борзовых, замполиту Сердюку, ставшему жертвой «дизентерийного заговора». Жестока и честна судьба рядового Васютина, доведенного бойцами до попытки самоубийства…
Финал фильма гениален. Выверен по мелочам. «Как отлично заживем мы через 20 лет! » – произносит Иван. Напомню, он – боевой, Жанна – доктор. А через 20 лет станет 1990 год… Демобилизованный с простреленной коленкой Леша, беременная Галя… Хрупкая, нездешняя Альбина, убежавшая с великодушным алкоголиком Глинским – с ними-то что станет?
В «Границе» есть то, чего, на мой взгляд, часто не хватает российскому кино и особенно сериалам: все герои живые, настоящие, за них переживаешь, с ними проживаешь все 8 серий, все их летописи.
Этот фильм – настоящий бриллиант кинематографа! Он пленит вас своим изысканным сочетанием жанров: нежная история любви, жаркие страсти на фоне суровой тайги, героика военных будней… В момент его премьеры он произвел на меня неизгладимое впечатление. Помню, как после каждой серии мы с друзьями увлеченно разыгрывали сцены и диалоги, словно попадая в саму историю. Сейчас вспоминать об этом – настоящее удовольствие.
Есть несколько причин, которые побуждают меня пересмотреть «Границу» и сегодня: прекрасная песня «Ты, неси меня река», очаровательная Жанна Фриске, а также молодой, харизматичный Башаров в военной форме. В целом, фильм безукоризненно выстроен: от сценария до актерской игры. Это настоящий шедевр отечественного кино!
От души благодарю режиссера и весь съемочный коллектив за этот незабываемый подарок зрителям. Я до сих пор помню тот вечер, когда смотрела премьеру – пир на канале ОРТ в 19:50… Увы, тех, с кем я делила это волшебство, уже нет рядом, но сам фильм продолжает жить и дарить радость.
С упоением погружаюсь в миры краткоформатных сериалов, избегая многосерийных эпопей, растянутых на долгие месяцы. "Граница" – именно такой сериал, лаконичный и емкий, но оставляющий легкую тоску по продолжению. В этой истории любовь не просто декорация, а живой, пульсирующий нерв сюжета. Герои, диаметрально противоположные по характерам и взглядам на жизнь, очаровывают своей искренностью и глубиной переживаний.
Сериал мастерски демонстрирует весь спектр человеческих отношений: от нежной привязанности до страстной любви, от верности до предательства, от мести до прощения. Мы видим, как герои борются со своими слабостями, совершают ошибки, ищут искупление. "Граница" – это не просто история любви, это многогранная драма о сложных выборах, о цене счастья и о том, что даже в самых темных поворотах судьбы всегда есть шанс на светлое будущее.