Эльдар Рязанов, мэтр советского кинематографа, известный своими искромётными комедиями, решил совершить дерзкий шаг – обратиться к драматическому жанру. В 1984 году на экраны вышел фильм «Жестокий романс», который произвёл настоящий фурор среди зрителей. Картина была встречена с восторгом и буквально разлетелась на цитаты. Однако критики, к сожалению, не разделили всеобщего восхищения и обрушили на Рязанова шквал негативных отзывов.
Я решительно не согласна с мнением критиков. Эльдар Рязанов – гениальный режиссёр, чьё творчество я безмерно уважаю. Очень жаль, что его уже нет среди нас! «Жестокий романс» - это поистине шедевр, пронзительная история любви и предательства.
Как известно, фильм снят по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница», знакомой, пожалуй, каждому любителю русской литературы. Эта трагедия всегда трогала меня своей глубиной и пронзительностью. Рязанов мастерски перенес на экран мир пьесы, точно уловив атмосферу и характеры героев.
Я бы порекомендовала всем, кто не имеет возможности или времени читать Островского (а молодое поколение ныне всё чаще предпочитает экранизации чтению), непременно посмотреть «Жестокий романс».
Действие фильма разворачивается в провинциальном городке на Волге, где крики чаек сливаются с размеренным течением жизни. Однако появление Сергея Сергеевича Паратова, состоятельного потомственного дворянина и владельца судоходной компании, переворачивает всё вверх дном.
Паратов становится частым гостем в доме Огудаловых, где его встречают с распростертыми объятиями. Харита Игнатьевна, мать молодой Ларисы, мечтает выдать дочь замуж за обеспеченного жениха. Дело в том, что семья испытывает финансовые трудности, а Лариса – «бесприданница», что в те времена ставило её в очень невыгодное положение.
Лариса – хрупкая, ранимая девушка с чистым сердцем, способная любить беззаветно. Она влюбляется в Паратова, смущается при его взгляде, робеет и отвечает на его внимание сияющими глазами. Ему явно льстит это внимание, он симпатизирует Ларисе, и девушка искренне ждет от него предложения руки и сердца.
Однако судьба преподнесёт Ларисе горькое разочарование. Пока она ждала серьезных шагов от Паратова, ей сделал предложение только смешной и недалекий Карандышев – почтовый чиновник, которого все считали ниже своего достоинства. Несмотря на свою неуклюжесть и напыщенность, он был преданно влюблен в Ларису.
Ещё одним претендентом на руку Ларисы был богатый Кнуров, который видел в девушке лишь возможность удовлетворить свои прихоти, будучи уже женатым. Вожеватов, знакомый с Ларисой с детства, молодой предприниматель, не собирался жениться на бесприданнице.
Матери нужны были деньги, она ловко использовала интерес богатых мужчин к своей дочери, чтобы получать подарки и выманивать у них деньги. Никто не понимал чувств Ларисы, её боль от того, что человек, с которым она хотела связать свою жизнь, исчез, предав её доверие.
Для молодой девушки тяжело осознать, что с ней обращались как с товаром, лишив её права на счастье. Её ждало огромное разочарование, боль, неприятие реальности, и вопрос о том, как ей жить дальше. Лариса – товар…товаром была Лариса. А у каждого товара есть своя цена.
Очень жаль Ларису, она ещё слишком молода, неопытна, доверчива и страдает из-за своей доверчивости. Судьба оказалась к ней жестокой.
Рязанов блестяще воплотил на экране мир пьесы Островского. Во время просмотра я испытала те же эмоции, что и при чтении произведения.
Необходимо было не только перенести идею, но и воссоздать атмосферу той эпохи, а это целый век назад! Декорации должны были подчеркивать состояние главной героини, являться кусочками единой психологической картины. Рязанов не «придумывал» ничего от себя, он тщательно проработал пьесу, почерпнул из неё всё, что касалось пейзажа, атмосферы.
Когда Лариса исполняет романсы, мы слышим голос Валентины Пономаревой – чувственный, проникновенный голос, который невозможно оставить без внимания. Прекрасная постановка, музыкальное сопровождение, операторская работа создают неповторимую атмосферу фильма.
Но разве этого было бы достаточно? Конечно же, нет! Огромную роль играет актёрская игра. Посмотрев на список актёров, сразу понимаешь, что зрителей ждёт настоящее торжество актёрского мастерства. Гениальные актеры! Алиса Фрейндлих в роли Хариты Игнатьевны – как всегда великолепна! Для Ларисы Гузеевой это была дебютная роль, и даже сейчас, когда я смотрю на Гузееву, то вижу ее той хрупкой девушкой. Никита Михалков – бесподобен в роли Паратова. Красив, но красота такая порочная. Недаром говорят, что именно таким мужчинам женщины и отдают предпочтения. Любили плохих парней во все времена. Андрей Мягков в своем стиле... Прекрасная игра, это замечательные актеры, у которых современным актёрам есть чему поучиться!
«Жестокий романс» – очень красивое кино с трагической развязкой, которое необходимо посмотреть каждому. Романс и правда жестокий…
Это кино – подлинное произведение искусства. Оно завораживает своей драматичностью, красотой и многогранностью сюжета, вызывая у меня новые эмоции и чувства с каждым просмотром. На мой взгляд, «Ирония судьбы, или С легким паром!» - одна из вершин творчества Эльдара Рязанова, которую я с упоением смотрю с детства. Фильм словно бальзам для души, простой и душевный, он пробуждает в нас самые теплые и светлые чувства. Для меня это уже классика, к которой хочется возвращаться снова и снова, чтобы испытать яркие и незабываемые впечатления.
Если режиссеры берутся за экранизацию, то им необходимо точно следовать первоисточнику. Ведь очень важно передать дух времени, быт, атмосферу и декорации, играющие важнейшую роль в создании целостного образа. В рязановском фильме все смотрится просто превосходно: величественные пароходы, могучая Волга, крики чаек, легкая грусть, тоска и печаль, а также восхитительные пейзажи родных мест. Перед нами скромный домик, обставленный с душой и вкусом, где живут мать и дочь, лишенная приданого. Героиням еще предстоит привыкнуть к скромной жизни без денег и начать новую главу в своей судьбе.
Алиса Фрейндлих – актриса, которой я восхищаюсь. Ее исполнение каждой роли – это настоящее произведение искусства. В образе Хариты Игнатьевны она просто блестяще справилась с задачей. Героиня неоднозначная, приспособившаяся к выживанию, но всегда сохраняющая достоинство. Ей приходится решать судьбу своих дочерей и устраивать их в жизнь, даже если они противятся. Харита Игнатьевна способна на обман, который, как ни странно, оправдан в жестоком мире. Она говорит: «Прости, Господи, не для себя стараюсь!», крестясь при получении денег.
В фильме также блистательно играет Лариса Гузеева. Ее героиня – девушка с трагичной и сложной судьбой. С одной стороны на нее давит мать, с другой – богатые мужчины, видящие в ней лишь забаву. Чистое сердце и доверчивость девушки оказываются ранеными циничными и расчетливыми людьми, что приводит к печальному финалу.
Герой Карандышев мог бы подарить Ларисе любовь, доброту и спокойную жизнь в деревне. Но его гордость помешала ему сделать это. Он хвастался тем, чего у него не было, говорил о любви Ларисы, богатстве и привилегиях, которые на самом деле были лишь вымыслом.
Это кино – трогательное, трагическое и невероятно интересное. Я каждый раз с замиранием сердца жду финала, хотя прекрасно знаю, чем все закончится. Для меня «Ирония судьбы» - не просто история, а глубокое переживание того, что происходит на экране.
Желаю вам приятного просмотра!
Киноадаптации классических произведений всегда занимали особое место в отечественном кинематографе. Немало сериалов и фильмов, вдохновленных гениями пера, завоевали сердца зрителей и стали настоящими шедеврами.
"Жестокий романс", безусловно, выделяется среди экранизаций своим точным и гармоничным сюжетом. Авторы сценария проделали титаническую работу, передав дух и атмосферу произведения с поразительной точностью. Честно говоря, я не планировал пересматривать фильм для написания рецензии, так как прекрасно помнил его сюжет. Однако погружение в историю вновь принесло мне массу удовольствия.
В "Жестоком романе" каждая деталь продумана до мелочей, что свойственно лучшим отечественным экранизациям. Интересный сюжет, поданный с изысканным вкусом, всегда был и остается залогом успеха. Авторы создали уникальную атмосферу и точно передали все нюансы произведения.
Нельзя не отметить блестящую актерскую игру. Никита Михалков в этой картине просто великолепен, а Андрей Мягков – настоящий эталон элегантности. Алиса Фрейндлих, как всегда, блистательна. А Лариса Гузеева, сыгравшая свою первую главную роль, покоряет зрителя своим талантом и харизмой. Трудно поверить, что с тех пор прошло столько лет, а теперь она ведет популярное телешоу "Давай поженимся".
Пьеса Островского "Бесприданница", которая послужила основой для фильма, всегда отличалась ярким характером и глубокими размышлениями о любви. "Жестокий романс" сохранил эту уникальную атмосферу, заставляя зрителя волноваться за героев и переживать вместе с ними все перипетии сюжета.
Авторы сценария и актеры создали поистине шедевральное произведение. Я искренне рад такому результату. Желаю всем приятного просмотра! Ведь по-настоящему удачных экранизаций не так много.