В советские времена, на экраны вышел настоящий шедевр комедийного жанра – сериал, снятый по мотивам произведения талантливых авторов Маи Шевель и Пера Вале. Несмотря на то, что премьера состоялась еще в далеком 1979 году, картина до сих пор не теряет своей актуальности и способна увлечь зрителя своим захватывающим сюжетом.
Создатели фильма, вдохновленные первоисточником, внесли свои творческие нюансы в повествование, слегка переосмыслив некоторые эпизоды и объединив отдельные сюжетные линии.
Меня, пожалуй, больше всего огорчило отсутствие персонажа Гунвальда Ларссона, которого заменил Мартин Бек. Но стоит признать, что новый герой также блестяще справился со своей задачей, достойно представив события на экране.
Интересно отметить, что сериал можно рассматривать как тонкий и остроумный социальный протест против господствующей буржуазной системы в Швеции. Советским кинематографистам удалось мастерски передать эту критику, используя юмор и сатиру.
Все события разворачиваются вокруг шведского предпринимателя, который неожиданно умирает во время ужина. Убийца, словно призрак, исчезает без следа, оставляя полицейских в полном недоумении.
Расследование запутанное и трудное. Инспектор Мальмё Пер Монссон, столкнувшись с лабиринтом подозрений, теряется в догадках: конкуренты ли устранили бизнесмена, или убийство носит политический характер? А может быть, дело рук ревнивого любовника жены?
В сложившейся ситуации Монссону необходима помощь. На подмогу приходит талантливый детектив Мартин Бек, специализирующийся на разгадывании сложных преступлений. Вместе им предстоит пройти по тернистому пути расследования, проверяя различные версии и отсеивая ложные следы.
К сожалению, остальная команда оставляет желать лучшего: Баклюнд задает бессмысленные вопросы, а патрульные Кристинссон и Квант пребывают в полном замешательстве. Надежды на их помощь практически нет.
В то время советская аудитория получила уникальную возможность увидеть все пороки буржуазного строя: продажные полицейские, проституция, незаконный оборот оружия, пьянство, безработица и могущественные спецслужбы. Все это спустя десять лет станет реальностью в СССР, но тогда о подобных проблемах даже не помышляли. Создатели сериала продемонстрировали смелость и творческое видение, за что им стоит отдать должное.
Однако главная ценность фильма – это диалоги. Авторы сценария взяли все самое лучшее из романа, а актеры блестяще воплотили эти реплики на экране. Мартин Бек общается с недалекими полицейскими с иронией и сарказмом, а его реакция на бюрократическую систему вызывает искреннюю улыбку. Интересно наблюдать также за Монссоном, пытающимся скрыть свое отношение к власти и богачам. Закадровый голос помогает зрителю понять всю глубину этой игры.
Создатели сериала и актеры создали поистине уникальное произведение – интересное, многоплановое, сатирическое. Фильм вызвал массу положительных эмоций и до сих пор остается актуальным. Ведь поднятые в нем темы напрямую связаны с нашей страной и ее историей.