Волшебство ожившей картинки всегда производило на людей неизгладимое впечатление. Анимация, словно могущественный волшебник, покоряла мир, даруя неповторимые эмоции и открывая неведомые миры.
Вспоминается история создания первого кино, когда зрители в зале с замиранием сердца наблюдали летящий на них паровоз. Многие из присутствующих испытывали настоящий ужас, словно неподдельный испуг ребенка во время игры. Сегодня наше поколение, утонувшее в море анимации и компьютерной графики, способно раскритиковать даже самые гениальные прошлые работы.
Недавно я окунулся в мир художественного фильма «Хранитель времени», рассказывающего о художнике, пораженном силой телевидения и движущейся картинки. Он решил посвятить свою жизнь анимации, создавая завораживающие фильмы даже в суровые годы Второй Мировой Войны. В то время создание анимационных шедевров было настоящим подвигом: актерам приходилось бегать, режиссерам ломать голову над трюками. Проект «Корифеи российской анимации» ярко иллюстрирует этот путь.
Наблюдать за развитием отечественной анимации – сродни увлекательному путешествию во времени. Реклама тоже претерпевала изменения: комедийная, сатирическая, детективная – каждый жанр находил свое место под солнцем. Рисунок и стиль анимации, начиная с аскетичных мазков, совершенствовались на плакатах, становясь неотъемлемой частью жизни народа.
Рисунок и анимация высоко ценились поэтами, сатириками, политиками. В них таилась глубокая философия, которая заставляла задуматься о вечных вопросах. Я убежден, что сравнивать советскую и западную анимацию бессмысленно: отношение к ней в разных странах было совершенно иным.
Философия аскетизма, лаконичности, умение выразить мысль в нескольких словах – вот к чему стремились создатели отечественной анимации. Она быстро вышла на государственный уровень, поднимая глобальные темы, включая отношения с Китаем. В каждом мультфильме мы видим колоссальную динамику развития, энтузиазм авторов и их самоотверженное отношение к делу.
Мультфильмы даже одобрял сам Сталин! Постепенно появлялись новые краски, добавлялся специальный гуашь, заимствовался опыт других стран. Не все шло гладко: некоторые художники не могли подстроиться под новые требования и устранить претензии в силу своего стиля.
Документальный проект «Корифеи российской анимации» – настоящая находка для всех, кто интересуется историей анимации, в том числе и для детей, особенно капризных.
Ценность проекта заключается в комментариях самих аниматоров, тех, кто стоял у истоков создания шедевров, кто понимал эпоху, характеры и проблемы того времени. В рисунке отражена зажатость со стороны государства в плане допустимости тем, открытая душа авторов и атмосфера былого времени.
Я сам вырос на советских мультфильмах. И теперь, когда у меня появилась дочка, я понимаю, что не все они ей интересны: многие слишком серьезные, хотя и невероятно замечательные. В них есть глубина и серьезность. Советские мультфильмы потрясающие. Но и зарубежные мультфильмы тоже хороши: как анимация, рисунок, персонажи, содержание, формат, движения в кадре, буйство красок.
Есть современные мультфильмы, которые вызывают у меня отвращение: герои лишь дурачатся, а мультфильм лишен важной морали. А ведь без нее никуда! Для меня это всегда было неотъемлемой частью мультсериала.
Но времена идут, и теперь во многом мультфильмы ставят перед собой цель развлечь, дать новые знания, показать мир и расширить кругозор ребенка. Конечно, где-то сам рисунок весьма унылый. Мне не везде нравится графика. Но дети привыкают к рисунку.
Моей дочке нравятся «Ну, погоди!», «Клуб Микки Мауса», «Смешарики» и невероятно радующие «Фиксики». Кстати, «Фиксики» созданы по произведению Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки». Взята идея, но на более современный лад. Добавлена анимация, песни, актуальные потребности. Другими словами, все меняется.
Конечно, сейчас анимация совершенно другая. Но встречаются и современные работы, в которых проявляется халатность к зрителю.
Я родился в конце восьмидесятых и для меня Советский Союз и Россия – одна страна. Я ощущаю кризис и боль народа. Поэтому сравнение анимации между странами для меня странно. Фраза «В Советском Союзе было лучше» - явно не для меня, я этого не ощутил.
Конечно, многие делают сравнения в отношении стран, но люди остались те же. Периоды поменялись. Напоследок скажу так: что главное в мультфильме – не всегда красивый рисунок, а подтверждением тому мультсериал «Приключения Тинтина». Он до сих пор гениален, работа, которая в нем произведена, покорила меня с детства. Я восхищаюсь не только отечественными мультфильмами, но и другими. Их нельзя сравнивать: это как джаз и полька.
Обязательно стоит посмотреть этот проект всем, нужно ценить искусство. Корифеи российской анимации над мультсериалами старались точно не меньше, чем сегодняшние.