Кинематографическая адаптация романа Валентина Иванова «Русь изначальная» – это неоднозначное явление, вызывающее бурю эмоций у зрителей, знакомых с первоисточником. Несомненно, фильм снят на приличном техническом уровне, но при сравнении с масштабным и грандиозным повествованием Иванова о событиях VI века нашей эры, невольно возникают вопросы и расхождения.
Роман «Русь изначальная» – это эпическая сага о восточнославянских племенах, Византийской империи, Италии и о драматических, неожиданных поворотах судьбы, которые переплетали эти народы. Иванов уделяет особое внимание военным столкновениям, поэтому можно было ожидать от экранизации зрелищных битв и сражений. К сожалению, из-за ограниченного бюджета картина не смогла в полной мере реализовать этот потенциал.
Некоторые сцены выглядят незавершенными, а декорации – скудными. Константинополь, столица Византийской империи, предстает перед зрителем тусклым и бедным, что вызывает разочарование. Сцена народного восстания 532 года в Царьграде выглядит скорее как столкновение в провинциальной крепости, чем грандиозное событие в величественном городе.
Из-за недостатка финансирования создатели фильма вынуждены были отказаться от целых сюжетных линий и важных персонажей. Зрители, знакомые с книгой, заметят эти упущения и почувствуют нехватку глубины и деталей. Например, участие славянских наемников в Византийском завоевании Италии, история Индульфа и Голуба – ключевых фигур итальянского повествования – оказались за бортом сюжета.
Кроме того, создатели фильма изменили характер некоторых персонажей, адаптируя их под современную аудиторию. Ярким примером является образ князя Всеволода. В романе он предстает суровым, жестким и властолюбивым правителем, готовым на любые жертвы ради объединения славянских племен. Князь не останавливался перед убийствами, политическими интригами, создавая условия, выгодные только ему.
В фильме князь Всеволода изображен более смягченным и гуманным. Создатели поняли, что образ жестокого тирана мог бы вызвать негативную реакцию у зрителей, поэтому решили идеализировать персонажа.
Несмотря на недостатки, стоит отметить блестящую игру Бориса Невзорова в роли князя Всеволода.
В заключение, экранизация «Руси изначальной» – это неоднозначный проект, который не может похвастаться полной аутентичностью и глубиной романа. Тем не менее, фильм может быть интересен зрителям, желающим познакомиться с историей VI века и увидеть на экране знакомые имена и события.