Сериал Николай Вавилов онлайн

Николай Вавилов

В основу сценария легла биография гениального советского ученого, посвятившего свою жизнь генетике. Жизненный путь Николая Ивановича Вавилова не был усыпан розами. На долю ученого пришлось много страданий. В 30-е годы он подвергся гонениям в числе многих талантливых людей. Нестандартный образ мыслей, оригинальность суждений считались преступными действиями. Особое внимание авторы проекта уделили трагическому противостоянию Вавилова и академика Трофима Денисовича Лысенко. Письмо на имя Молотова, написанное Лысенко, стало основой обвинения Вавилова в шпионаже и антисоветской деятельности. Ученый был арестован. Николай Иванович умер в Саратовской тюрьме....

Оригинал
Николай Вавилов
Страна
Германия, СССР
Жанр
драмы, отечественные, исторические
Год
1990
Режиссер
Александр Прошкин
В ролях
Ингеборга Дапкунайте, Сергей Газаров, Гоги Кавтарадзе, Михаил Хмуров, Ирина Купченко, Андрей Мартынов, Костас Сморигинас, Богдан Ступка, Ион Унгуряну, Николай Аверюшкин
Рецензии
В стенах Государственного Дарвиновского музея посетители зачастую задерживаются перед экспозициями, посвященными драматической истории генетики в Советском Союзе. Скорее, речь идет не о прогрессе, а о подавлении и даже разгроме этой науки. Сталинская догма о приоритете воспитания над природой утвердилась как непререкаемый постулат. Врожденные качества, черты характера и внешности, зашифрованные в генах, объявлялись «делaми дьявольскими», буржуазными измышлениями. Плеяда выдающихся ученых-новаторов, элита отечественной науки, была насильственно оторвана от многолетних исследований, подвергнута публичному порицанию, унижению, а впоследствии и физическому уничтожению. Самая яркая и трагическая фигура среди них – Николай Иванович Вавилов. Выпускник Московского сельскохозяйственного института (ныне Тимирязевская академия) и студент Кембриджского университета, он организовал экспедиции на Кавказ, Памир, а затем почти по всей планете: от Сомали и Эквадора до Гватемалы, Крита, Персии, Мексики. Собрать бесценный материал по растениеводству, Н.И. Вавилов разработал теорию центров развития культурных растений, вдохнул жизнь в плодоводство, овощеводство, селекцию в России. Все это было объявлено «вредительством», отрицанием «традиционной» науки, возглавляемой Трофимом Денисовичем Лысенко, которого сам Вавилов когда-то рекомендовал в члены-корреспонденты АН СССР. Н.И.Вавилов разделил судьбу многих своих коллег: арест, лишение званий и степеней, шквал клеветы и лжи, обвинение в шпионаже и вредительстве, приговор к расстрелу и мучительная смерть от голода и издевательств в саратовской тюрьме. Даже находясь за решеткой, он продолжал трудиться, писал научные труды, в том числе «Историю земледелия». Прославленный кинорежиссер Александр Прошкин создал глубоко трогательный фильм, основанный на трагической и славной судьбе знаменитого ученого и патриота России. Это не сухая биография, не лишенное эмоций документальное повествование. В фильме есть «нерв», мы видим главного героя и в дни его величия, и в дни опалы. Мы наблюдаем, как сгущаются тучи, как бывшие друзья и ученики, поддавшись страху и жадности, предают своего учителя. Зритель не остается равнодушным, искренне переживая за выдающегося ученого-новатора. Но прежде всего – за человека: искреннего, открытого, обаятельного. Таким увидел его нобелевский лауреат Герман Джозеф Меллер, к счастью, с совсем иной научной и личной судьбой. Костас Сморигинас играет главного героя с большой степенью достоверности. Перед нами подлинный ученый, беззаветно преданный делу, далекий от околонаучной суеты, интеллигентный, сдержанный, прямой. Замечательно справился с ролью и народный артист Богдан Ступка, к сожалению, недавно ушедший от нас. Трофим Лысенко в его исполнении – авантюрист, одержимый стремлением атаковать вершину карьерной лестницы. Он «идет по головам», помогая ему в этом беспринципные подручные, такие, как первый помощник Исаак Презент (в прекрасном исполнении Сергея Газарова). Режиссерская работа и игра актеров вызывают искреннее восхищение. Александру Прошкину не в первый раз удаются такие телевизионные эпопеи. Вспомним другие его удачные работы: многосерийные ленты «Михайло Ломоносов» и «Доктор Живаго». Успех фильмов – в тщательном проникновении в жизненные перипетии, хитросплетения судьбы неординарных личностей и их окружения. Фильм о Н.И. Вавилове был тепло принят телезрителями. Надеемся, что он еще долго не сойдет с экранов, подарит немало увлекательных минут просмотра тем, кто интересуется героическими личностями, родной историей.
Кинолента "Николай Вавилов" - это не просто биографическая драма, это глубокое погружение в трагическую эпоху 30-х годов прошлого века. Фильм мастерски воссоздает атмосферу нарастающего страха и паранойи, которая царила в то время, не оставляя места для сомнений – зритель отчетливо ощущает гнетущее давление времени, словно сам становится участником тех событий. Перед нами предстает история выдающегося ученого, чья судьба оказалась безжалостно перемолотой в мясорубке политических репрессий. Картина не просто повествует о трагической гибели гения, она заставляет задуматься о том, как легко теряется человечность под воздействием тоталитарной системы. Великолепный Костас Сморигинский своим исполнением вдыхает жизнь в образ Николая Вавилова. Зритель видит не только выдающегося ученого, но и человека с душой, полную доброты, интеллигентности и преданности своей родине. Постепенно вокруг Вавилова сгущается атмосфера недоверия и ненависти. Люди, которые вчера были его друзьями и коллегами, теперь смотрят на него с презрением. Невинный гений превращается в "врага народа" – клеймо, поставленное без суда и следствия. Фильм мастерски демонстрирует, как зависть и невежество могут привести к уничтожению таланта. Люди, не способные понять глубину научных открытий Вавилова, видят в нем лишь опасного и бесполезного "буржуазного" ученого. Теория Маркса-Ленина-Сталина становится единственным мерилом истины, а наука превращается в инструмент идеологической борьбы. Вавилов, оставаясь верным своим принципам, отказывается участвовать в ненаучной дискуссии. Он молчаливо принимает свой трагический финал, понимая, что его идеи будут жить вечно. "Николай Вавилов" – это фильм, который заставляет задуматься о цене свободы и необходимости защиты гуманизма.
Шедевр Александра Прошкина, "Холодное лето 53-го", словно мозаика из драматических эпизодов, запечатлел трагический период советской истории. Сотрудничество с кинематографистами ГДР придавало проекту международный размах, но, к сожалению, не смогло полностью компенсировать некоторые огрехи. Режиссер, вдохновленный успехом своего предыдущего проекта – биографического сериала о Ломоносове, попытался повторить успех, однако "Холодное лето 53-го" не достигло той же глубины и эмоционального резонанса. Видимо, недоставало цельной narrativa, яркой сюжетной линии, способной увлечь зрителя. Съемки за границей, словно фрагменты из разрозненных снов, не создавали единого впечатляющего полотна. Музыкальное сопровождение, к сожалению, не стало запоминающимся штрихом, а тема Голодомора на Украине, хоть и была затронута, осталась недостаточно прочувствованной. Не показана вся ужасающая реальность: отчаяние людей, вынужденных идти на отчаянные поступки ради выживания – убийства младших детей ради спасения старших, готовность бросаться под пули в надежде найти хоть какой-то выход из безвыходного положения. Несмотря на это, сериал может похвастаться блестящим актерским составом. Исполнители главных ролей поразительно точно воплотили образы своих прототипов: Костас Сморигинас, Купченко, Мартынов, Ступка. Молодая Ингеборга Дапкунайте, исполнившую одну из своих первых крупных ролей, сразу же запомнилась зрителям своей ослепительной красотой и харизмой. Вавилов в исполнении актёра предстал отстраненным, будто бы уже осознающим свою неизбежную гибель. Параллельно с этой драмой разворачивалась история Трофима Лысенко – талантливого агронома-практика, лишенного академического образования. Его использовали как пешку в политических играх: демагог и словоблуд Исаак Презент, журналисты газеты "Правда", сам Сталин и пассивные "советские колхозники". Что же двигало Вавиловым? Вероятно, он стремился сохранить чистоту своей совести перед историей. А Лысенко? Верил ли он в высшие силы? Вряд ли. И его судьба стала ярким примером того, как легко можно попасть подwheel fortunes. "Холодное лето 53-го", безусловно, останется этапным проектом для отечественного телевидения, заставив зрителей задуматься о сложных вопросах прошлого и настоящего.
Неожиданно для самой себя я увлеклась просмотром одного телесериала, который, скажу честно, произвел на меня неизгладимое впечатление. Все началось с того, что вернувшись домой, я застала отца за просмотром первой серии этого сериала. Мы завели беседу, и я решила присоединиться к нему. Сериал шел по телевизору, и, как это обычно бывает, серия закончилась на самом интересном месте, продолжение же обещали лишь на следующий день. Отец вновь пригласил меня посмотреть вторую серию, и, к моему удивлению, сериал мне показался вполне увлекательным (хотя я обычно предпочитаю другие жанры). Однако мое терпение иссякло, когда очередная серия завершилась сcliffhanger'ом, а следующая обещалась только через сутки. Я решила не ждать и нашла сериал в интернете, чтобы досмотреть его до конца. Мое любопытство было слишком велико, да и количество серий оказалось невеликим. Не могу сказать, что я пребывала в неописуемом восторге от этого сериала, но он безусловно оказался познавательным. Сериал был посвящен жизни и деятельности выдающегося советского биолога, академика Николая Вавилова. Он рассказывал о его научных открытиях, вкладе в историю науки, о личных испытаниях и противостояниях, а также трагической судьбе – аресте и смерти в тюрьме. Я ничуть не пожалела о потраченном времени на просмотр этого документального сериала.