Представьте себе: вы – истинный почитатель фильмов ужасов. Ваша коллекция дисков, словно лавина страха, угрожает переполнить вместительный ящик. Вы просмотрели более тысячи этих шедевров! А теперь представьте, что в ваших руках оказывается настоящий бриллиант жанра – классический ужастик с участием легендарного актёра, воплощающего главного монстра. Казалось бы, фильм должен был стать для вас вершиной наслаждения, но…
Что-то не так! Фильм не цепляет, словно лишен нужной остроты. Не хватает той искры, того ужаса, который вы ждали. Возникает нескромный вопрос: можно ли, будучи фанатом жанра, высказывать своё негативное мнение о фильме, к которому, казалось бы, вы должны были испытывать лишь восторг?
Это смятение и охватило меня. Я, как истинный ценитель истории Великой Отечественной войны, погрузился в её изучение с головой. Просмотрел множество фильмов (тысяча – это явно скромная цифра!), прочитал горы книг, окунулся в мемуары ветеранов, пытаясь отделить правду от вымысла, который так часто встречается в современных экранизациях.
И вот я сталкиваюсь с романом «Взять живым» Владимира Карпова – человека-легенды, героя Советского Союза и подлинного героя своей страны. Это не просто герой войны – это человек, совершивший подвиг, о котором можно только мечтать: он лично захватил 79 языков!
Свои первые военные рассказы Карпов начал писать ещё в 60-х годах, сразу же заняв почётное место среди именитых советских писателей. Однако его проза отличалась сухостью и деловитостью журналистского стиля – скорее напоминающего мемуары, чем захватывающий récit, который мог бы быть легко перенесен на экран. Несмотря на это, режиссёр Лысенко в 1982 году снял фильм по обработанному им самому сценарию, основанному на романе «Взять живым».
Честно говоря, я знаком с настоящими фронтовиками. И после их рассказов о войне так и хочется воскликнуть в духе Станиславского: «Не верю!». Я ни в коем случае не сомневаюсь в правдивости рассказов Карпова – он писал исключительно на основе своего личного опыта, а сам фильм снимал не он, разведчик, герой своей страны, который всё видел своими глазами.
Начало фильма напоминает сюрреалистический кошмар. Первая сцена словно вырвана из «Чистых прудов» (1965), где выпускники школы декламируют друг другу стихи. Далее следует полный авангард в духе «Кто вернётся – долюбит» (1966), помните эпизод, когда Ромашкин уходит на фронт по рельсам? Для фильма специально вымыли вагоны, будто бы отправляющие вчерашних школьников на войну. Это просто не укладывается в голове! Песня Иосифа Кобзона, безусловно, создаёт киношную атмосферу, но никак не военную, хотя вписывается органично и звучит довольно неплохо.
Дальше меня поразило «ноу-хау» режиссёра: нам показывают лица героев, марширующих по Красной площади во время парада 1941 года. Неудачный приём, ведь лицо героя можно подставить в любую хронику! Но ладно, будем считать, что всё смотрится вполне обоснованно! Качественно и близко к истине снят первый бой лейтенанта Ромашкина. А дальше – целая череда несоответствий. Чистый до удивления медсантбат, куда дети приходят читать стихи, да ещё и немцы рядом. Такого быть просто не могло!
Ещё одна странность: в 1942 году новый лейтенант приходит во взвод, а у всех бойцов на груди Ордена Красной Звезды. Эти ордена вообще редко кому выдавались, особенно в начале войны, а тут мы их видим у каждого!
Нелогично и то, как разведчики так демонстративно вели себя за линией фронта. Не всё было так просто, тем более если кругом враг! Немцы показаны полными идиотами, которые даже не видят, что у них под забором целая рота разведчиков сидит, а потом ещё бегает в открытую по деревне.
И ещё одна диковинка – летом 1943 года, когда наши уже вели победные бои по всем фронтам, трое русских солдат решают дезертировать и перейти к немцам!
Всё сказанное – это лишь детали. Основная проблема в другом: сам фильм передаёт слишком благожелательную и мягкую атмосферу. Даже общение между солдатами и офицерами кажется чересчур сдержанным. Как будто перед нами не военный батальон, а тёплая дружеская компания! Взводный совсем не матерится, все одеты, сухие, чистые и сытые. Да какая это война?! Это продолжение фильма «В бой идут одни старики». Мне намного больше понравился фильм «Его батальон», который я всегда ценил намного выше.
Актеров критиковать не стану – все справились со своими ролями просто блестяще! Очень понравилось, как играет Александр Потапов, либо Виктор Павлов. Забавно смотреть на юного Сергея Маковецкого, который сыграл одну из своих первых ролей военного разведчика.
В заключение хочу настоятельно порекомендовать вам почитать мемуары лейтенанта с передовой А. Шумилина «Ванька ротный», которые не подвергались цензуре. Читая факты, возникают ощущения, полностью противоречащие всему тому, что мы видим в данном фильме.
Могу поставить 7 из 10 максимум.
Этот советский мини-сериал, созданный Одесской киностудией, заслуживает пристального внимания, хотя и не лишен некоторых недостатков. Как известно, одесская студия славилась своими приключенческими лентами, поэтому не стоит слишком строго судить авторов «Взять живым» за определенную упрощенность драматургии. Первая серия, безусловно, страдала некоторой статичностью и серьезностью, но последующие эпизоды буквально захватили зрителя динамичными военными сценами, наполненными драматизмом.
Однако кульминационный момент – путь главного героя Ромашкина, разведчика, в родной дом для лечения – оказался неожиданно прерванным. Завершение сериала оказалось чрезвычайно abruptным, что невольно наводит на мысль о жестких временных ограничениях показа.
Скорее всего, именно так и было. Ведь создание картины было поручено Государственным комитетом Советского Союза по радиовещанию и телевидению, а заказчики всегда диктуют строгие временные рамки. На телевидении существует определенный формат показа, отводимое время строго регламентировано. Я сам неоднократно наблюдал подобное: даже патриотический фильм «Освобождение» обрывали на пятом канале из-за увеличенного времени новостей. И по сей день многие создатели отечественных сериалов вынуждены работать в таких жестких рамках.
Но ни один современный сериал не может сравниться с профессионализмом «Взять живым». Музыкальное сопровождение этой картины – настоящий шедевр. На стихи фронтовика, талантливого поэта Георгия Поженяна была создана музыка, глубокая и образная, но не всегда легко воспринимаемая.
Исполнение песен поражает своей сентиментальностью, убедительностью и естественностью. Оказалось, что эти проникновенные строки исполнял сам Иосиф Кобзон – об этом я узнал лишь в конце сериала из титров. Это поистине потрясающе!