Киноповесть "Маленькие трагедии", снятая по произведениям великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, безусловно, является одним из самых ярких бриллиантов отечественного кинематографа. Это не просто экранизация классики, а глубокое, прочувственное и многоплановое переосмысление вечных тем, волнующих человечество на протяжении столетий.
В каждой новелле "Маленьких трагедий" нет второстепенных ролей – каждый актёр играет свою партию с филигранной точностью, создавая на экране живых, дышащих образы.
Невозможно забыть пронзительное исполнение Иннокентия Смоктуновского роли Сальери в новелле "Моцарт и Сальери". Мастерски играя на контрасте между гением Моцарта, воплощённым блистательным Валерием Золотухиным, и трагизмом судьбы Сальери, Смоктуновский заставляет зрителя сопереживать своему герою, мучающемуся от зависти и неспособности принять своё место в мире. Эта новелла поднимает вечный вопрос о природе таланта: что значит быть гением? Как жить, если ты наделён способностями, но не можешь реализовать свой потенциал?
Новелла "Импровизатор" продолжает размышления о судьбе таланта и его непредсказуемости. Георгий Тараторкин в роли Чарского и Сергей Юрский, исполняющий роль Импровизатора, создают на экране настоящую драму. Герой Чарского, подобно Сальери, мучается от невозможности реализовать свои мечты. Он страдает от неразделённой любви к прекрасной женщине, блестяще сыгранной Натальей Даниловой. Его внутренняя борьба с собственными демонами лишает его возможности вкусить плоды жизни.
Михаил Швейцер, режиссёр этой киноповести, мастерски вплетает жизненный путь Чарского в замысел Пушкина, создавая цельное и глубокое произведение.
Новелла "Пир во время чумы" открывает зрителю талант Александра Трифонова, исполнившего роль Вальсингала. Его игра – это настоящий шедевр: взгляд, голос, манера держаться – всё пропитано магией и обаянием. Трифонов способен не просто сыграть стихи, а прожить их, слиться с поэзией.
"Маленькие трагедии" Михаила Швейцера – это тонкое, изысканное произведение искусства, которое подняло мастерство режиссёра на недосягаемую высоту. Эта киноповесть не просто украшает золотой фонд советского кинематографа, но и занимает достойное место в мировой кинематографической истории.
Этот кинематографический шедевр подобен созвездию ярчайших звезд – гениев, чьи судьбы и творения поражают воображение и заставляют вглядываться вглубь человеческой души. Здесь мы встречаем поразительного Моцарта, коварного Сальери, знаменитого Гете, выдающегося Пушкина, талантливых Высоцкого, Смоктуновского, Швейцера – всех тех, чьи имена навсегда вписаны в историю культуры.
Именно благодаря этим композиторам, писателям, персонажам и режиссерам на свет появился фильм «Маленькие трагедии» – экранизация грандиозного произведения Александра Сергеевича Пушкина. Темы, поднятые в этом фильме, поистине всеобъемлющи. Сложно назвать эти трагедии, постигшие героев, «маленькими». Ведь они затрагивают фундаментальные и вечные вопросы: добра и зла, вероломства, гения, таланта и посредственности.
Пересматривая этот шедевр советского кинематографа вновь и вновь, я каждый раз с новой силой ощущаю противоречия, которые разрушают хрупкие и надуманные представления о честности и достоинстве, на которых пытается держаться современная цивилизация.
Почему же бес, в блестящем исполнении Николая Кочегарова, так похож на Пушкина? В какой момент гений трансформируется в злодейство, а талант граничит с посредственностью? Кто становится причиной этих трагических событий: мнимый «темный человек» или виной всему является наша собственная сущность, запятнанная и испорченная частичка души, вмещающая в себя всех палачей, злодеев и мучителей?
Этот легендарный фильм – о людях, которыми может стать каждый из нас. Он заставляет задуматься о тонкой грани между добром и злом, гением и посредственностью, о том, что внутри каждого из нас живет потенциал как для созидания, так и для разрушения.
Глубокое уважение вызывает подход постановщиков к воплощению на экране трагедий Пушкина. Ответственность и мастерство проступают в каждой детали. Подбор актёрского состава также заслуживает самых высоких оценок. Невозможно не отметить блестящую игру Владимира Высоцкого и Иннокентия Смоктуновского, чьи таланты внесли неоценимый вклад в развитие отечественного кинематографа.
Оригинальным решением стало использование некоторых актёров в нескольких трагедиях. В то же время, нельзя не отметить, что присутствие отдельных исполнителей, таких как Тараторкин, Юрский и Бурляев, вызывало определённую степень диссонанса.
Среди всех представленных новелл наибольшее впечатление произвели "Пир во время чумы", "Фауст", "Моцарт и Сальери" и "Скупой рыцарь". Камерность этих постановок позволила сконцентрироваться на тонких психологических нюансах героев. Сила этих новелл очевидна, а мастерство Смоктуновского просто поражает. Он настолько глубоко вживался в своих персонажей, что во время его монологов зритель буквально ощущал проникновение в его мысли, испытывая благоговейный ужас перед глубиной его дарования, словно бы "дар от дьявола". Весь он – сгусток нервов, подчиненных единой цели.
Нельзя не отметить также прекрасную игру Александра Золотухина. Однако, к сожалению, некоторые актёры, порой излишне присутствующие в кадре, несколько портили впечатление от просмотра этого увлекательного спектакля.