Представленный перед нами сериал – явление, типичное для позднесоветского кинематографа, повествующее о Великой Отечественной войне. Кинокритики единодушно отмечают, что его специфические черты уходят корнями в творчество Юрия Озерова, режиссёра с особым видением исторических событий. Наши военные фильмы действительно отличались от западных аналогов во множестве аспектов. Например, картины типа "Враг у ворот" Жан-Жака Анно, показывают войну сквозь призму романтических переживаний и мелодраматических интриг, заставляя зрителя забывать о суровой реальности.
Предлагаемый сериал, напротив, самобытен и глубоко прочувствован. Здесь эмоции и чувства выходят на передний план, что, безусловно, любопытно. Но почему бы не погрузиться в проект, где война предстаёт как центральное явление? Желание увидеть ужасы войны, а не любовные перипетии – вполне естественно. И именно это предлагает данный сериал.
Герои сериала, к сожалению, изображены в достаточно схематичной манере – типичные архетипы. Лозунги "За Сталина!" и "За Родину!" звучат здесь едва ли не чаще других реплик. Несомненным достоинством проекта является достоверное изображение военной тактики того периода. Историческая точность привносит в просмотр сериала приятную нотку.
Историческая наука всегда относится к экранизациям с определённой долей скептицизма, однако в данном случае всё показано весьма интересно и убедительно. В итоге познавательная ценность советских "блокбастеров" (шутка ли – первый фильм "Блокада" посмотрело почти 28 миллионов человек!) значительно превосходит творения Спилберга, Пекинпа и уж тем более Анно (у которого Хрущев отчитывает политруков рот, что демонстрирует непонимание масштабов Сталинградской группировки – целенаправленное это или по халатности?).
В картине блестяще воплощён образ Жукова. Ульянов мастерски исполняет свою роль, передавая зрителю всю сложность характера этого человека: грубоватую настойчивость, высокую степень жестокости, властные приказы и угрозы расстрела при неповиновении. Самоуверенность и жестокость, необходимые главнокомандующему в подобной войне, показаны в полной мере.
Несмотря на то, что стратегическая составляющая впечатляет своей точностью, техника, используемая в фильме, вызывает определённые вопросы. С Кировского завода вместо КВ постоянно выходят ИС-3, которые, к слову, в Великой Отечественной Войне не участвовали вообще – они поступили на вооружение только в 1945 году. Конечно, можно закрыть глаза на подобную вольность, но когда понимаешь, что авторы сознательно обманывают зрителя, это вызывает чувство неудовлетворения.
То же самое можно сказать о награждении советской армии автоматами Калашникова, а немцев винтовками М-16. Кстати, столь "славная" традиция в отечественном кино не возникла на пустом месте: в "Екатерине Ворониной" половина уходящих на фронт в 1941 бойцов вооружены именно АК-47.
ИСы немного уравновешивают появление немецких танков Т-55 и Т-34-85 на поле боя, что абсолютно немыслимо для периода Великой Отечественной Войны. Конечно же, супертанки, выпущенные в 1985 году, не могли появиться в то время.
Зачем авторы позволили себе такую вольность? Непонятно. Казалось бы, нужно было создать достоверную картину о войне, а получили мы…
В итоге, становится неясно, что сериал хотел донести до зрителя. Воюют на непонятной технике, с ненастоящим оружием. Может быть, и сама война здесь не такая уж и настоящая? Тогда к чему вообще этот сериал?
Глубоко убеждена: кинематограф советской эпохи, особенно картины о Великой Отечественной войне, должен быть обязательным к просмотру молодым поколением. В те годы воспоминания о войне были еще свежи, поэтому реалии военного времени на экранах отражались с поразительной достоверностью. Нам, живущим в XXI веке, трудно представить, что пришлось пережить советскому народу в те страшные четыре года, когда оккупанты захватили огромные территории, упорно наступая, уверенные в своей победе.
Чтение книг советских писателей, описывающих жизнь жителей осажденного Ленинграда, произвело на меня неизгладимое впечатление. Произведение Александра Чаковского «Блокада» стало настоящим откровением. Считаю необходимым прочесть эту книгу и посмотреть многосерийный фильм, снятый по ее мотивам в 70-е годы.
Зритель словно переносится в 1941-1942 годы, когда Ленинград оказался изолирован от внешнего мира. Сюжет фильма рассказывает о жизни ленинградцев в годы блокады, об организации обороны города. В то время не принято было говорить о неудачах, акцент делался на победах и успехах советской армии. Но создатели фильма не побоялись показать, что советская армия оказалась не готова к нападению врага и поначалу не смогла оказать достойного отпора. Фильм честно отражает просчеты командования, которые привели к тяжелым последствиям для мирного населения. Ворошилову оказалось непросто организовать оборону Ленинграда, он не обладал необходимыми качествами для этой задачи.
Западные фильмы о войне, как правило, фокусируются на личных переживаниях героев. В «Блокаде» же мы видим страдания всего народа, который готов пожертвовать собой ради Родины. Люди не боялись умереть, но боялись, что их родная земля окажется под властью оккупантов.
Они шли к победе с лозунгами "За Родину!", "За товарища Сталина!", "За Ленинград!". В этом не было ни грамма фальши или напыщенности. Такой был менталитет людей того времени - без эгоизма, который так расплодился в современном обществе.
Достоинством советских фильмов всегда считалась достоверная передача стратегической обстановки и экскурсы в историю. Фильм "Блокада" посмотрело 28 миллионов зрителей – это огромный успех! Фильм масштабный, с удачно подобранными актёрами.
Меня поразил образ Жукова, исполненный несравненным Михаилом Ульяновым. В то время, когда командиров часто показывали лояльными и мягкими, Жуков предстал перед нами как человек жесткий, но умеющий настроить свою команду на нужный лад, используя угрозы и самоуверенность. На войне нет места сантиментам!
Мой муж заметил, что техника, показанная в фильме, не соответствовала той, которая была в эксплуатации во время войны. Я в таких тонкостях не разбираюсь, для меня важнее история, чтобы она трогала душу, давала возможность лучше понять и прочувствовать то, что пережили наши бабушки и дедушки. Особенно близка мне блокада Ленинграда, потому что в этом городе жили мои родственники.
Игра актеров – на высшем уровне! Кино любопытное, интересное, заслуживающее внимания!