В центре повествования – Дани Лонго, женщина, чья жизненная философия с юных лет гласила: "если не будешь жалеть себя сам, никто этого за тебя не сделает". Она глядела на свою жизнь сквозь призму серости и обыденности, мечтая о банальном счастье, которое представляла себе как яркую, шумную картину морского побережья. Дани никогда не видела море, и именно эта несбыточная мечта становилась символом ее скучного существования.
Случайная просьба начальника предоставила ей возможность не только увидеть заветное море, но и на время перевоплотиться в другую – уверенную в себе даму с затемненными очками, рассекающую просторы города на роскошном автомобиле. Дани еще не подозревала, что ее путешествие к мечте приведет ее к пугающему финалу – к тому моменту, когда она окажется женщиной с оружием в руках.
Режиссеры Олег Бабицкий и Юрий Гольдин, создавая свою интерпретацию романа, сознательно отошли от ретроспективы шестидесятых-семидесятых годов, присущей литературному первоисточнику. Вместо этого они предпочли абстрактную современность, лишенную конкретных временных рамок.
Этический аспект поступков героев, приведших к трагическим событиям, был сведен к противостоянию жертвы и преступника – лаконичной, но неоднозначной схемой. Сценарий Евгения Унгарда, хоть и отличался иронией и недостатком глубины, свойственной концепции Жапризо с его постоянными отсылками к "Алисе" Кэрролла, в целом был не лишен достоинств.
Образ Дани Лонго в исполнении Кузнецовой существенно отличался от взрослого ребенка из книги. Хрупкая героиня, страдающая близорукостью, не поддавалась панике. В этой интерпретации Дани больше напоминала "бабушку", затененную в черно-белом мире, которая загорает под лампой в своей квартире, и на которую всем наплевать, несмотря на ее ум и внешнюю привлекательность.
Режиссеры талантливо использовали четырехчасовой эфир, создав эстетически выверенный оммаж советским экранизациям зарубежной литературы, которые пользовались огромной популярностью в семидесятых годах. Фильм снимался в Прибалтике, где большинство ролей исполняли местные актеры, а затем их голоса дублировали советские артисты.
Главные роли исполнили советские актеры. В этой экранизации события развивались несколько иначе, чем в книге: мир казался размытым, словно за границей, что создавало ощущение достоверности происходящего.
Буржуазная одиночка Дани Лонго предстала в исполнении Виторгана Эммануила – провинциальной интеллигентки из научно-исследовательского института, находящейся под опекой высокопоставленного партийного чиновника.
Стиль фильма дополнял рассказ, в котором много иллюзий и сновидений, что усиливало шизофренический драйв. Галлюцинации и душевные экстраполяции главной героини через воображаемые беседы с людьми из прошлого создавали эффект "реставрационного" бреда. К концу фильма этот бред перерастает в реальность, помогая отделить правду от лжи.
Если бы советский кинематограф взялся за экранизацию этого романа, результат, скорее всего, не сильно отличался бы от работы Бабицкого и Гольдмана.
В сравнении с франко-американской классикой для широкого зрителя от Литвака Анатолия, наша постановка явно уступает. Обе картины недотягивают до адекватного воплощения масштаба романа. Российские создатели смогли оправдать ожидания, представив одну из лучших экранизаций психологического детектива прошлого века.
Кинематографическая адаптация произведений Жанпризо всегда вызывала у меня неподдельный интерес. И вот, вдохновленный любовью к его книгам, я решил окунуться в мир фильма, созданного по одному из его шедевров.
Что же я могу сказать о увиденном? В целом, картина оставила приятное впечатление. Она оказалась именно тем, что нужно – увлекательной, эмоциональной и захватывающей. Одной из главных достопримечательностей фильма стала музыка. Подбор композиций оказался поистине филигранным. Мелодии, словно волшебные нити, переплелись с сюжетом, создавая неповторимую атмосферу и помогая зрителю настроиться на нужный лад.
Среди актерского состава хочется отметить Татьяну Кузнецову, которая блестяще перевоплотилась в Дани Лонго. Ее игра была проникновенной и убедительной. Не менее впечатляющим оказался Александр Чернышев в роли Филиппа.
Однако, образ Аниты, к сожалению, не вызвал у меня должного отклика. Он показался мне недостаточно искренним и естественным. Зритель, не знакомый с книгой, едва ли поймет причину трагедии, постигшей Дани. Ведь из сюжета практически отсутствуют детали о прошлом Дани и Аниты, которые могли бы пролить свет на их отношения.
Не произвел на меня впечатление и эпизод с участием Виктора Каравая в роли чтеца. Его монотонные монологи в конце фильма оказались утомительными. К сожалению, сам Каравай не был похож ни на себя, ни на живого человека. Персонаж, казалось, балансировал на грани нервного срыва.
Отдельно хочется упомянуть видения-мечты Дани. Красивые и своевременные мечты о море, к сожалению, контрастировали с не слишком удачным эпизодом общения с трупом.
Сцену с уходящим поездом также можно было бы улучшить. Длительное наблюдение за отъезжающим поездом оказалось скучным. К тому же, сцена выглядела неестественной из-за специально оставленных открытыми дверей для шофера.
Несмотря на некоторые недочеты, фильм в целом оставил у меня положительное впечатление. Я с удовольствием порекомендую его своим друзьям, близким и всем читателям этой рецензии.
Позвольте поделиться своими впечатлениями о мини-сериале "Дама в очках, с ружьем, в автомобиле".
Случайно наткнувшись на одноименный роман Себастьяна Жапризо, я была пленена его миром и персонажами. Поэтому с нетерпением ждала экранизации.
История повествует о женщине, погруженной в серость будней, которая жаждет простых женских радостей. Она работает в рутинном офисе, мечтая увидеть море, о котором ей только рассказывали. И внезапно судьба преподносит ей шанс: начальство предоставляет возможность отправиться на побережье.
Не могу не отметить блестящую режиссерскую работу. Конечно, есть некоторые расхождения с книжным первоисточником, но в целом сериал получился весьма достойным. Он словно отсылает нас к классике советского кинематографа, но с присущей зарубежным картинам эстетикой.
Музыкальное сопровождение заслуживает отдельной похвалы – оно идеально дополняет происходящее на экране, создавая нужную атмосферу и погружая зрителя в историю. Актерский состав также подобран удачно.
Большинство исполнителей блестяще справились со своими ролями. Однако есть несколько нюансов: игра некоторых актеров показалась мне недостаточно убедительной. Например, образ Каравея не вызвал у меня полного доверия – его спокойствие казалось неестественным для персонажа, находящегося на грани нервного срыва.
Несмотря на некоторые недостатки, сериал оставил у меня положительное впечатление. Я не пожалела о потраченном времени. "Дама в очках, с ружьем, в автомобиле" – это история о мечтах, о поиске счастья и о том, как важно не терять веру в лучшее.