Сериал Сибириада онлайн

В самом сердце сибирской глухомани, среди бескрайних лесов и топких болот, раскинулось небольшое село Елань. Здесь, на берегу полноводной реки, с давних пор враждуют две семьи: зажиточные Соломины и бедняки Устюжанины. Глубоко укоренившаяся неприязнь разъединяет их, делая непримиримыми противниками. Ни Соломины, ни Устюжанины не ведают, что судьба готовит им причудливые повороты, которые свяжут их вопреки всем историческим бурям. Их потомкам предстоит пережить как неистовую ненависть, так и пламенную любовь, столкнуться с кровавыми, трагическими событиями, которые изменят их жизни навсегда....
Оригинал
Сибириада
Страна
СССР
Жанр
драмы, отечественные, историческиеГод
1978
Режиссер
Андрей Кончаловский
В ролях
Наталья Андрейченко, Сергей Шакуров, Никита Михалков, Виталий Соломин, Владимир Самойлов, Паскаль Обье, Иван Дмитриев, Константин Григорьев, Людмила Гурченко, Павел Кадочников, Виктор Проскурин
Рецензии
На экране – безграничная Сибирь. Это не просто простирающаяся вширь земля, но и уходящая в неведомую глубину вселенная. Это точка невозврата, где материальное и духовное сплетаются воедино. Молчание, подобное тому, что изображал Тарковский, здесь словно разрывает тишину на осколки. Но появление человека вносит в эту безмолвие ошеломляющее оживление: все жаждет разговоров, долгих встреч. В глубине женских глаз, где грозные и прекрасные кедры переплетаются с скромными кустарниками клюквы, таится русское всепрощение – трепетное и нежное. Молодые сосны на склоне холма скрывают в себе соборность, поджидающую заблудшего путника у широкой реки. Рядом с распадком, лежащим у заполнивших равнины болот, царит «бердяевская» экзистенциальная грусть.
Апогеем всего этого гротеска становится старинный космизм, весь в глубоких морщинах, равномерно движущийся в свете одинокой звезды по проселочной дороге. Это поэма современности, которая с одинаковой силой льется через край перезвона ветвей на морозе и тела рабочего, прячущего руки в карманы грязного тулупа.
Двадцатый век – поэма Андрея Кончаловского «Сибириада». С момента ее выхода ей успели найти множество сравнений. Еще в 1978 году нью-йоркская газета «Таймс» проводила параллель с знаменитыми «Унесенными ветром». Однако любой взгляд, даже самый поверхностный, может заметить, что подобные сравнения – пустое упражнение. Американский эпос основан на человеческих взаимоотношениях, разворачивающихся во время жестокой войны между Севером и Югом, а русская поэма дерзко и яростно пытается проникнуть прямо внутрь них, найти их корни на протяжении целой эпохи. Кончаловский удивительно емко сочетает в одной картине огромное разнообразие тем, сюжетов и героев, отдаваясь булгаково-толстовской музе. Все они тщательно и с душой прорисованы.
На том самом склоне, где следила за уходящими с отчей земли соборностью, теперь стоят две семьи, олицетворяющие русские характеры, и смотрят друг на друга. Соломины – юркие, ухватистые, многое повидавшие на своем веку и многому научившиеся. Они представляют собой яркий пример зажиточности. Устюжанины – косные, однобокие романтики, которым сложно ужиться друг с другом и другими. В «Сибириаде» они символизируют вольнодумство, проходящее сквозь всю историю Российского государства. Обе эти семьи замкнуты на своих проблемах и оттого саморазрушительны, но, тем не менее, всегда готовы к милости и прощению.
Отдельно ото всех находится Вечный Дед. Именно его образ в течение всего фильма представлен только одним актером – Павлом Кадочниковым. Вечный Дед – бессменный настоятель невидимого монастыря, пастырь прихода, где никому нет покоя, являющий саму суть единения, которое только возможно между человеком и окружающим его миром.
Вдоль всей поэмы проложены нити метафоричности. Они располагаются настолько глубоко, что извечный русский принцип «авось» становится философской аксиомой, направляющей к смирению и стремлению к борьбе одновременно. Перехода между ними зачастую и вовсе не найти. Именно в этой наивной неспособности найти компромисс между двумя крайностями, такими как смирение и борьба или зажитничество Соломиных и вольнодумство Устюжаниных, появляются на свет революционные настрои, несущие и разрушение, и жизнь.
Во всем этом присутствует мистицизм, спрятанный Кончаловским, поставившим себе перед работой над лентой определенные задачи, в основу поэмы вместе с метафоричностью, даже более. И они прекрасно существуют вместе, ведь опыт мистический в глубине своей представляет опыт единения человека и абсолютной истины.
Даже метафора побега из родного дома на чужую землю как пути к непременной гибели и возвращения как нового рождения души очень мистична. В православные храмы всегда входят с запада (заката), удаляясь на восток от тьмы к восходу солнца, приближаясь к свету. Недаром староверов, предугадывающих судьбы, несло к востоку, и туда же увезли спустя много веков ссыльных декабристов, которым жизнь уготовила страшные мучения.
Среди работавших над этой лентой нельзя выделить кого-то одного – это довольно редкое совпадение талантов. Операторы, искусно запечатлевшие камерами вибрирующее затишье перед экспрессивными поворотами событий, ни в чем не уступают безумно профессиональному, блестящему ансамблю актеров, поражающих своей игрой, и композитору, создавшему уникальное творение, словно впитавшему в себя силу и мощь земли сибирской, соизмеримое с работой всей съемочной группы.
А ведь съемочный процесс проходил близ Томска, в селе Нагорный Иштан, и это очередной поэтический недочет. В конце концов, на голову режиссера ссыпали все возможные шишки. Больше всего возмущалась интеллигенция, известная своей кроткостью перед властью и озлобленностью по отношению к остальным. И госзаказ упоминали, забыв о финансировании госбюджетом собственных «правильных» картин. И язвили по поводу соцреализма, умалчивая о «Коммунисте», который поразил всю Венецию в 1958 году и просто ошарашил жюри талантом Евгения Урбанского. Не пропустили мимо глаз эту ленту и сельские знатоки, оказавшиеся на вершинах городских многоэтажек. Но ведь большое заметно только издалека.
И даже самая суровая критика в итоге покажется отголоском чего-то. А в наше время становится все сложнее отличить критику от беспринципного хамства и уличной ругани, исходящей от испорченной министерством образования молодежи, которая в принципе даже не виновата в своих пустых взглядах.
Но судьба сыграла шутку, и собственная метафора Кончаловского осталась только на пленке, отвернувшись от востока, ему не довелось испытать триумфа «Сибириады».
Этот советский четырехсерийный фильм оставил в моей душе глубокий след. Первоначально задуманный как пропагандистский проект, рассказывающий о буднях нефтяников, он трансформировался в захватывающую драму о столкновении поколений и социальных strata того времени.
Меня пленила живописная панорама картины: аутентичные детали эпохи, от одежды и жилищ до окружающей природы, словно перенесли меня в мое детство, проведенное в уютном деревянном доме с полами из грубого дерева, окруженном лесами и сверкающим озером.
Эта кинолента пробудила во мне ностальгию по беззаботним летним дням, проведенным в деревне. Я была очарована жизнью героев, их искренними взаимоотношениями, проникновенным взаимопониманием.
Не могу не отметить блестящий актерский состав. В то время эти имена, возможно, еще не гремели на всю страну, но сегодня каждый из них – настоящая легенда отечественного кинематографа. Молодые, ослепительные своей красотой, они создали незабываемые образы.
Этот телесериал произвел на меня неизгладимое впечатление. Я была безмерно рада этой встрече с шедевром советского кино.
В глубинках Сибири, где время течет своим чередом, словно застывшее в вечной мерзлоте, разворачивается грандиозная сага Андрея Кончаловского. Село Елань – арена столкновения двух семей: могущественные кулаки Соломины и нищие Устюжанины, чьи судьбы переплетаются в лабиринте вечной вражды и пылкой страсти, передающейся из поколения в поколение.
Картина, словно мозаика, соединяет элементы производственной драмы с трагикомедийными нотками. В ней проступают хтонические вставки, навеянные авторским видением мира, и тарковская атмосфера, хотя сам Тарковский не воспринимал фильм всерьез.
Кончаловский предлагает оригинальное прочтение темы прогресса: он показывает его сквозь призму заброшенного села, где время словно замерло на десятилетия. Приход глобальных событий провоцирует ускоренное развитие, ломая судьбы героев и меняя устоявшиеся порядки.
Фильм украшают звезды советского кинематографа, а эпическая музыка Эдуарда Артемьева, подобно Жар-птице, возносит картину на новые высоты.
Несмотря на явное ура-патриотическое настроение, картина делает акцент на психологических аспектах отношений между людьми и ментальной связи поколений. Эта связь, словно незримая нить, переплетает судьбы героев, создавая единую картину бытия.
"Сибириада" была удостоена Гран-при Каннского кинофестиваля в 1979 году, но, по политическим причинам, главные призы и приз режиссеру не были вручены.
Картина, просмотренная мною, произвела неизгладимое впечатление, пробудив во мне искреннее желание сменить суету городской жизни на тишину сибирской тайги. В мыслях я уже вижу себя среди могучих кедров и хвойных деревьев, вдыхая аромат смолы и слушая шепот ветра в кронах. Мне хочется понять язык древних деревьев, услышать их мудрые истории, сплетенные с жизнью реки и солнца. Я мечтаю о единении с природой, о том, чтобы стать её частью, ощутить её силу и нерушимость.
В этом фильме показана жизнь людей честных и сильных духом, которые движимы высоким идеалом, стремятся к справедливости и готовы бороться за свои убеждения. Их путь нелёгок, но они идут вперед, опираясь на силу веры и любовь к жизни.
Возможно, кто-то увидит в этом фильме отголоски советской пропаганды, но разве это плохо? Разве не лучше верить в светлое будущее, стремиться к идеалу, чем погружаться в цинизм и отчаяние, которые нам так старательно навязывают современные СМИ?
Это кино – настоящий шедевр, созданный талантливыми мастерами. Оно трогает душу своей искренностью, завораживает живописными пейзажами, а необычные сюжетные линии держат зрителя в напряжении до самого финала. К тому же, музыкальное сопровождение усиливает эмоциональный эффект и делает просмотр ещё более запоминающимся.
Однозначно рекомендую к просмотру!