Сериал Дело о Мертвых душах онлайн

Дело о Мертвых душах

В унылом и загадочном городе N молодой чиновник по имени Шиллер сталкивается с делом, которое быстро превращается в кошмар. Прибыв для проведения рутинного расследования, Шиллер с первых же минут ощущает атмосферу тревоги и беспокойства. Вскоре после его прибытия начинают происходить необъяснимые и пугающие события. Шиллера преследуют тени, слышны странные звуки, а предметы вокруг него словно оживают. Чем глубже Шиллер погружается в расследование, тем сильнее становится его подозрение, что город скрывает мрачную тайну. Местные жители встречают Шиллера с недоверием и страхом. Они неохотно делятся информацией, а некоторые даже угрожают ему. Шиллер понимает, что расследование угрожает не только его жизни, но и рассудку....

Оригинал
Дело о Мертвых душах
Страна
Россия
Жанр
комедия, отечественные, приключения, драмы
Год
2005
Режиссер
Павел Лунгин
В ролях
Александр Абдулов, Иван Агапов, Павел Деревянко, Елена Галибина, Сергей Гармаш, Александр Ильин, Константин Хабенский, Андрей Кочетков, Сергей Колесников, Павел Любимцев
Рецензии
Телесериал «Дело о мертвых душах» позиционируется как вольное прочтение классического произведения Николая Васильевича Гоголя. Просмотрев все восемь серий за один день, я могу с уверенностью сказать, что этот фильм захватывает с первых кадров. Несмотря на то, что создатели заявляют о работе "по мотивам" романа «Мертвые души», внимательный зритель, знакомый с творчеством Гоголя, увидит в сериале мозаику из фрагментов различных его произведений. Основная сюжетная линия, разумеется, связана с «Мертвыми душами». Действие разворачивается в любимом Гоголем городе N и среди его обитателей. Как известно, роман задумывался как трилогия, но третий том так и не был дописан, а большая часть второго была уничтожена автором. В этом контексте сериал можно рассматривать как альтернативное продолжение истории, поскольку главный герой романа Чичиков уже завершил свою миссию по скупке мертвых душ. Его дело, сам того не зная, продолжает Иван Афанасьевич Шиллер – бюрократ из Петербурга, высланный в город N для проведения расследования. Отсюда вытекает отсылка к другому знаменитому творению Гоголя – «Ревизору». Ситуация словно вылеплена по комедийному шаблону. В сериале мы видим целый штат чиновников, таких же как в «Ревизоре»: городничий, судья, покровитель благотворительных заведений и т.д. «Говорящие» фамилии остались неизменными. Как и в «Ревизоре», разносится слух о надвигающейся проверке, вызывая ужас и панику: «К нам катит контролер!». Мотивы повести «Шинель» раскрывают тему чинопочитания. Новая шинель преображает забитого чиновника Шиллера и даёт ему возможность мыслить иначе. В образе прокурора, который никак не может обрести душевный покой, мы узнаем отголоски «Вии». Он словно свинья с рылом, больше напоминающим царапину, чем хряк, на которого и падает главный герой – это уже аллюзия на «Ночь перед Рождеством». Сериал не является простой экранизацией. Слово «фантазия» подразумевает режиссерский взгляд на dilemmы, поднятые Гоголем. Мы наблюдаем эволюцию главного героя – Шиллера – на протяжении всех восьми серий. В начале знакомства он предстает запуганным бюрократом, тайно читающим утопические романы английских писателей – Томаса Компанеллы и Томаса Мора. Можно сделать вывод: он думающий человек, размышляющий о устройстве России, ему небезразлична её судьба. Что-то в этом мире русскому человеку не нравится, но он либо не может сформулировать свои мысли, либо боится их высказывать. Даже тайно, по-чудаковатому, но это, вероятно, удел непризнанной интеллигенции с самыми светлыми порывами сердца. В городе N мы видим, что его запуганность – лишь благоговение перед начальством. Он сострадает капитану Копейкину, отказывается от возможности «поесть для хорошего расположения перед грядущей ревизией», хотя и не помнит когда ел в последний раз. Гротеск Гоголя присутствует практически в каждой сцене. Весь город N – это зарисовка с натуры. И что происходит с нашим героем? В поисках пропавшего Чичикова, жители города N узнают его в Шиллере, но это уже после того, как тот научился брать взятки, носить шинель и считать всех вокруг своими холопами. Когда российского «хорошего» Ваню убеждают в том, что у него есть власть, вырисовывается следующий гоголевский гротеск с заранее обреченным и печальным концом. Образ Чичикова, сыгранный Хабенским, получил дьявольскую интерпретацию. В романе автор лишь намекает на это, указывая на двойственную натуру Чичикова и веру в его духовное преображение. Просто понять, почему Чичиков – бес, он скупает мертвые души. И казалось бы живой воротилу Шиллера вдруг становится черствым как камень… Не прошел Ваня тесты золотом? Недостаточно, он просто забыл, как и весь город N вместе с помещиками, чьи души окаменели, словно умершие. Души же не умирают, они вечны. Эта мысль прозвучала особенно искренне у двух «сиамских болванов» Бобчинского и Добчинского. Финал сериала остался открытым, поскольку много принципиальных вопросов было затронуто, а не на все из них были даны ответы. Размышление предлагается нам самим. Создатели сериала не стали переделывать классику в новый, эффектный триллер, в котором бесовский Чичиков мог бы превратиться в Дракулу 2000 или что-то подобное, потому что сюжеты Гоголя позволяют сделать это. Они также не пытались перенести действие в современную эпоху – ни костюмы, ни поведение, ни стиль – все пронизано стремлением воссоздать атмосферу первой половины XIX века. Сериал я рекомендую всем, кто ценит русскую классическую литературу, кто читает ее, а не просто смотрит (!), кто изучает критическую литературу и различные комментарии к тому или иному произведению, в данном случае перечисленным выше произведениям Гоголя. Так будет интереснее смотреть, правда, многое не усвоишь без дополнительной информации, поскольку материал для изучения довольно глубокий.
Из всех титанов пера, чьи творения украшают мировую литературу, Николай Васильевич Гоголь занимает в моем сердце особое место. Сравниться с ним по глубине проникновения в человеческую душу и мастерству слова может разве что Довлатов, но это, разумеется, исключительно мое мнение. Однако вернемся к экранизациям гоголевских шедевров. Несмотря на то, что многие режиссеры пытались перенести на экран миры, созданные гением русской литературы, рука неизменно тянется к первоисточнику – к той книге, которая рождает в воображении целые миры и непередаваемые эмоции. Ведь даже самая блестящая игра актеров, самая совершенная режиссура и максимальная схожесть с текстом не способны заменить чародейства гоголевского стиля. Любовь к его произведениям никак не умаляет достоинств их экранизаций. Сериал «Дело о Мертвых душах», снятый Павлом Лунгиным в 2005 году, пробуждает во мне целый спектр неоднозначных чувств. Сам режиссер определил свой фильм как «фантазию», но, на мой взгляд, это определение не совсем точно отражает задумку. Некоторые критики называют его «поэмой», но и это определение кажется недостаточным. Лунгин не шел по проторенной дорожке, просто пытаясь максимально приблизить свою картину к тексту. Его путь был сложным, многогранным и полным неожиданных поворотов, к тому же он привнес в фильм свое личное видение каждого эпизода. В итоге мы получили весьма оригинальное произведение, которое оставляет исключительно приятное впечатление. Первую серию я смотрел с considerable усилием над собой: раздражали картонные декорации, неестественная игра актеров и неожиданные повороты сюжета, создававшие ощущение, что все участники проекта нуждаются в консультации психиатра. Но интрига закручивалась, сюжет развивался, и я, к собственному удивлению, увлекся этой историей. К концу сериала я уже был по уши влюблен в эту картину. Я начал понимать то, что хотел донести режиссер: наигранность, безумие, провокационность постановки – все это создавало определенную атмосферу для подачи исходного материала. Каждый персонаж был изменен в соответствии с видением режиссера, но основные черты характера остались неизменными. Лунгин претворил на экране не отсебятину, а свое собственное прочтение гоголевских героев, показав их такими, какими он их видел – со всеми пороками, которыми наградил их великий автор. Помимо бессмертных персонажей «Мертвых душ», в сериале проскальзывают "нотки" других гоголевских произведений: «Шинели», «Носа», «Вия», «Ревизора», «Невский проспект». Если Гоголь создавал портреты «рож», то Лунгин преобразовал их в «хари» – разница между этими понятиями весьма значительна, особенно в эмоциональном плане. Если герои у Гоголя вызывают усмешку и брезгливость, то те же персонажи у Лунгина способствуют появлению отвращения. И это правильно: пороки должны быть отвратительными, а не забавными. Если у классика описание персонажей и их поступков порой гиперболизировано и выражено в гротескной форме, то эти же герои у Лунгина становятся центральными фигурами некой фантасмагории, логически перетекающей в будни известных учреждений с «палатой № 6». Да, поначалу это кажется диким бредом, но по окончании просмотра остаются весьма занимательные ощущения, и отсутствует жалость по поводу «зря потерянного времени». Говоря о сериале, нельзя не отметить актерскую игру. Деревянко порадовал – честно говоря, я даже не думал, что он способен так играть. А Гармаш? То, что он великолепный актер, я знал давно, а то, что он оказался истинно гоголевским актером – для меня стало открытием. Ведь у каждого классика есть свои актеры: к примеру, у Достоевского – Инна Чурикова и Евгений Миронов, а вот Гармаш оказался гоголевским. Замечательно в сериале сыграл и Ильин, впрочем, все актеры были великолепны. 8 из 10
Недавно я решила окунуться в мир старого доброго сериала 2005 года. К моему огромному удивлению, он произвел на меня неизгладимое впечатление! Почему же этот шедевр остаётся незамеченным? Где хвалебные отзывы критиков, бурные дискуссии о его достоинствах? Ведь помним, как фильм «Адмирал» был поднят на пьедестал? Почему же, уважаемые киноманы и критики, вы обошли своим вниманием этот изумительный сериал Павла Лунгина? Каждая серия – словно бокал превосходного вина, который можно смаковать бесконечно! Он понравится не всем, а только тем, кто действительно разбирается в искусстве кино. Сценарий был создан гениальным Юрием Арабовым, которому удалось мастерски переплести в единое целое добрую дюжину произведений Николая Гоголя. И, надо сказать, он сделал это с поистине виртуозным мастерством! Однако нельзя не отметить, что этот проект отчасти напоминает пионерскую работу Нины Садур, которая проложила дорогу и указала верный путь. В сериале продумана каждая мелочь – декорации, детали, костюмы. Везде висят настоящие ружья! Скажите мне, уважаемый зритель, какой современный режиссер так щепетильно подходит к созданию декораций? К сожалению, сейчас актеров больше интересует текст, пусть даже классический, а не все остальное! У нашего режиссера Ноздрев обитает на конюшне, у Плюшкина дом без стен, а у Собакевича стол ломится от яств. Городничий от роскоши теряет рассудок. Все гоголевские «морды» здесь увеличены, вытянуты, словно вырваны из книги и перенесены на большой экран. Но среди героев есть не только злодеи. Арабов, который бьет и подвешивает провинившихся в клетках, имеет собственное представление о чести. От Собакевича можно услышать детские жалобные нотки, похожие на плач обиженного ребенка во время дворовой игры. Плюшкин тоже способен купить свою сентиментальностью. В целом, все актеры выложились на сто процентов! Шедеврально! Превосходно сняты встречи Шиллера с каждым героем по делу Чичикова. Мне особенно понравился Плюшкин в исполнении Ярмольника. До этой роли Ярмольник был для меня лишь актёром из фильма «Барак». Теперь же я могу с уверенностью сказать, что у него явный талант, он просто потрясающий артист! Павел Деревянко также показывает большие обещания, особенно после съемок в «Обратной стороне луны». По моему мнению, этот фильм – лучшее творение Павла Лунгина! Честно говоря, редко какой мастер способен так блестяще передать на экран атмосферу и дух гоголевских произведений! Браво, Мастер! Здесь вам и сам Гоголь с Булгаковым, с Великим Канцлером, и Федор Достоевский, и город N – как скопление самых уродливых и низменных грехов человеческих, город, окутанный желтым туманом (помните Босха?). Сцены бала напоминают цирк Дю Солей, где одновременно присутствуют радость и страх! В итоге мы видим типичный для русского народа финал – все воруют, а садится крайний! Что тут скажешь. У каждого режиссера есть идея связать произведения Гоголя с современностью, выпустить нечто актуальное. И я думаю, Лунгину это удалось блестяще! Браво великолепному режиссеру!