В наше время перечитывание классической русской литературы, увы, не так распространено. Однако есть прекрасная возможность открыть для себя творчество замечательного писателя золотого века – Александра Ивановича Писемского.
Позвольте мне порекомендовать вам экранизацию его произведения, созданную в формате "фильм-спектакль", который был популярен на советском телевидении. Не стоит ждать от Писемского таких же глубинных психологических размышлений, как у Достоевского, но вы с интересом познакомитесь с бытом, нравами и обычаями России середины XIX века.
Особенно впечатляет игра Николая Гриценко в роли коварного соблазнителя, который ведет за собой простодушного главного героя (роль исполняет блистательный Владимир Лановой). Лановой, как всегда, не подводит, а хотя нравственный переворот его персонажа выглядит несколько натянутым. Герой, изначально стремящийся к богатству путем брака с незадачливой девушкой, вдруг превращается в тирана-мстителя, преследователя законности и справедливости – все это в одном флаконе, что вызывает недоумение.
Но на Ланового всегда приятно смотреть. Интересна также главная героиня фильма, которая, вопреки распространенному мнению о скромном воспитании девиц в тургеневский период, демонстрирует поразительную самостоятельность, своенравие и независимость. Она раскована в рамках тогдашнего, довольно ограниченного правового положения женщин, которые даже не имели паспортов, а числились в документах супруга или опекуна.
В целом, этот фильм можно назвать, как и само произведение Писемского, «Утраченные иллюзии». Он безусловно заслуживает внимания, ведь сейчас экранизации литературных произведений такого уровня и с такой иллюстративной яркостью встречаются крайне редко.