Всплывает вопрос: зачем читать классику, если душа к ней не лежит? Такова наша образовательная система, которая порой внушает нам предубеждение к произведениям прошлого: "И это нужно читать…". Однако истинная классика заслужила своё звание вечности. Эти книги останутся, когда нас уже не станет.
"Война и мир" – это не просто книга, а целая эпоха, воспитавшая поколения творческих личностей и интеллигенции. Она многогранна: историческое произведение, зеркало человеческих ценностей, захватывающий детектив, романтическая история и, конечно же, отблеск нашей жизни. Перечислять достоинства этой книги можно бесконечно.
Но сейчас речь не о книге, а о её современной экранизации. Произведения такого масштаба, как "Война и мир", всегда вызывали во мне восхищение и одновременно страх перед необходимостью их освоения. На помощь приходили экранизации, которые помогали переварить этот литературный гигант.
К счастью, в советские времена "Войну и мир" экранизировали блестяще. Фильм Сергея Бондарчука до сих пор вызывает трепет, особенно когда вспоминаю, как он буквально выручил меня перед экзаменом.
Современные школьники могут насладиться не только знаменитой картиной Бондарчука, но и последней российской экранизацией романа Толстого, вышедшей в 2007 году. Несмотря на то, что некоторые критики отмечают в этой версии ряд недочетов, она всё же заслуживает внимания.
Например, эпизод первого бала Наташи Ростовой, где она танцует с князем Андреем под вальс Хачатуряна. Этот момент вызывает недоумение: как такая музыка могла звучать в начале XIX века? Вальс, безусловно, прекрасен, но тогдашняя музыка отличалась от той, что мы знаем.
Другой неточностью является цвет волос Наташи. Возможно, создатели фильма хотели подчеркнуть её ангельский образ, сделав её блондинкой. Клеменс Поэзи, исполнившая роль Наташи, играет так убедительно, что зритель даже не задумывается о расхождении с литературным образом. Режиссёр Роберт Дорнгейм в одном из интервью заявил, что для него главное – передать дух и атмосферу романа, а детали играют второстепенную роль. Дмитрий Исаев также говорил о том, что чрезмерная скрупулёзность к деталям может негативно сказаться на фильме. Гораздо важнее передать мысли, чувства, характеры и образы героев.
Восьмисерийный фильм смотрится на одном дыхании, словно читаешь книгу. После просмотра хочется пересмотреть некоторые эпизоды. Великолепная игра актёров поражает. Конечно, в некоторых из них не хватает того очарования и характера, которые есть в старой экранизации. В то же время, в новой версии некоторые герои подобраны намного лучше.
Образ Элен Курагиной в новой экранизации удачнее, чем в фильме Бондарчука. Хотя там актриса играла хорошо, но её возраст явно не соответствовал образу.
В то же время, образ Марьи Болконской в новой версии получился несколько бледнее. Виктория Черви исполнила роль великолепно, но чего-то ей не хватает. Образ сильной, но некрасивой женщины у неё получился не очень убедительно. К тому же, взгляд Марьи должен быть чистым и ясным – именно так описывает её Толстой.
Александр Байер сыграл Пьера достойно, но не хватало какого-то внутреннего благородства. Возможно, современные актёры не в полной мере способны проникнуться духом романа Толстого. Дух нашего времени, к сожалению, сказался на изображении событий двухсотлетней давности. Не думаю, что в этом виноваты актёры – страдают от этого все современные российские исторические фильмы.
Напоследок хочется отметить образ Андрея Болконского. Алессио Бони во многом уступает знаменитому Тихонову. Внешне он подходит на роль, но ему не хватает внутренних качеств. Тихонов был харизматичен, обладал благородством, поэтому его образ князя Андрея до сих пор не переиграть.
Создатели новой экранизации "Войны и мира" справились с задачей admirably, несмотря на некоторые неточности. Фильм передаёт основные эпизоды и моменты из книги. Конечно, есть недочеты, но они есть и в предыдущей экранизации. Не может быть идеальных экранизаций. К тому же, сам Толстой допустил некоторые неточности в описании событий, так что удивляться подобным недочетам в фильмах не стоит.
Прежде чем погрузиться в мир этой киноленты, стоит оставить в стороне предвзятое убеждение о непроницаемости русской души. Не стоит ожидать от итальянцев, французов, поляков или, боже упаси, немцев полного понимания нашей многогранной натуры.
Просмотр фильма может обернуться разочарованием, если вы будете смотреть на него сквозь призму псевдопатриотизма, считая любое иностранное вмешательство в "святое" русское наследие неприемлемым.
Наслаждаться просмотром получится лишь тогда, когда вы избавитесь от предрассудков и откроете свое сердце для нового прочтения русской классики.
Вместо того чтобы готовиться к "кампании по забрасыванию помидорами", лучше взглянуть на ситуацию шире: разве не прекрасно, что иностранные режиссеры, актеры и зрители проявляют искренний интерес к нашей культуре?
Итак, о самом фильме. Снято он весьма качественно, несмотря на некоторые ляпы, неизбежные в любом проекте. Например, вальс Хачатуряна, который еще не был создан во времена действия фильма, или петербургские дворцы, изображающие московские. Но разве это так уж важно, если создатели не претендовали на точную экранизацию, а лишь вдохновлялись произведением?
Актерский состав заслуживает отдельной похвалы. Клеменс Поэзи, исполнившая роль Наташи Ростовой, несмотря на критику со стороны зрителей, справилась с задачей блестяще. Она передала всю глубину и искренность героини, не пытаясь слепо копировать ее внешний облик.
Александр Бейер в роли Пьера Безухова был убедителен, хотя его фигура могла показаться несколько излишне стройной для такого персонажа. Но тень мысли на лице и неуклюжесть движений передавали аристократизм героя.
Алессио Бони блистательно сыграл Андрея Болконского, особенно в последних эпизодах, где он передал всю глубину чувств умирающего героя. Виоланте Пласидо в роли Элен Курагиной, Тони Берторелли в роли Василия Курагина и Кен Дьюкен в роли Анатоля Курагина создали яркие образы меркантильной и порочной семьи.
Старички Ростов и Болконский (Джиордан и Макдауэлл) поразили своей игрой: добродушие первого контрастировало со строгостью второго.
Отдельно стоит отметить русских актеров, таких как Владимир Ильин в роли Кутузова, Дмитрий Исаев в роли Николая Ростова, Игорь Костолевский в роли Александра I и Андрей Гусев в роли Платона Каратаева.
Что касается декораций, костюмов и музыкального сопровождения, то они создают неповторимую атмосферу начала XIX века, пронизанную истинно русским духом.
Моя оценка: 9 из 10.
Существует категория произведений, которые словно притягивают к себе внимание кинематографистов, побуждая их вновь и вновь интерпретировать их на экране. Несмотря на то, что мнения о таких произведениях всегда разнятся, появление в 2007 году новой экранизации романа Льва Толстого "Война и мир" вызвало шквал критики.
Каким образом можно с абсолютной достоверностью утверждать, что создатели фильма не сумели проникнуть в глубину образов Наташи Ростовой, князя Андрея или Пьера Безухова? Разве они не имели права на свою интерпретацию? Мнение о том, что актёры не уловили дух эпохи, кажется мне несправедливым. Скорее всего, авторы таких рецензий просто не досмотрели фильм до конца, ведь именно финальные сцены раскрывают всю глубину замысла режиссёра.
На мой взгляд, эти рецензии отзвучивают теми же дискуссиями, которые сопровождали выход романа Толстого в свет. Сколько страстей, сколько противоречивых мнений он породил! И экранизация Сергея Бондарчука также вызвала неоднозначную реакцию.
Думаю, сам Лев Николаевич, прочитав эти многочисленные отзывы о новых и старых экранизациях, не согласился бы с многими из них. Ему было бы интересно увидеть, как его герои "оживают" на экране, как их интерпретируют актёры XXI века. Но мечты остаются мечтами, а негативных отзывов о новой экранизации было так много, что даже трудно сказать, насколько она достойна внимания.
Я, признаться, был приятно удивлён этой версией "Войны и мира". Конечно, она существенно отличается от предыдущей экранизации Бондарчука, и именно в этом её преимущество. Не хотелось бы видеть очередную пародию на классический фильм.
Некоторые неточности, такие как музыкальное сопровождение или ляпы с датами, конечно, бросаются в глаза. Однако общая атмосфера фильма и его колорит заслуживают похвалы.
Особенно мне понравился Пьер Безухов в исполнении нового актёра. В отличие от образа Бондарчука, он стал более симпатичным, положительным и интересным. И Ростова, на мой взгляд, в этой экранизации гораздо ближе к образу, созданному Толстым.
Хотелось бы, чтобы кто-то из знатоков творчества Толстого сравнил эти две экранизации. Представьте себе: седой Лев Николаевич сидит перед телевизором с чашкой чая и смотрит "Войну и мир"... Сцена для юмористического журнала! Но он, безусловно, не стал бы говорить плохо о моем любимом писателе. Просто хорошие фильмы нужно просто смотреть и наслаждаться ими.
Мечтать – это хорошо, но лучше увидеть фильм своими глазами и высказать собственное мнение. Я рекомендую его к просмотру!
В наши дни экранизация литературных шедевров стала настоящим трендом. Не обошли вниманием и гениальное творение Льва Толстого – роман "Война и мир", уже получивший второе воплощение на серебряном экране.
Первыми, кто осмелился перенести этот грандиозный эпос в мир кино, были советские режиссеры. По моему скромному мнению, их интерпретация превзошла зарубежные попытки.
Безусловно, было бы несправедливо критиковать актёров за неполное погружение в образы героев. Они – всего лишь исполнители воли режиссёра, словно фигуры на шахматной доске, движущиеся по заданному маршруту.
Однако с первых же серий стало очевидным, что сценаристы заметно отошли от первоисточника, безжалостно вырезав из повествования множество драгоценных моментов. Создалось ощущение, будто создатели фильма решили оставить от романа лишь пустой остов с сохранением названия.
Дальнейшее погружение в картину только укрепило это впечатление. Персонажи оказались искажены до неузнаваемости. Где же тот обаятельный толстячок Пьер? Вместо него мы видим статного мужчину, а не милого, добродушного пухляша. А граф Друбецкая со своим любимым сыном Борисом? Их будто и вовсе нет в этой истории.
И напоследок: где же блистательная Анна Павловна, с чьего салона начинается весь этот захватывающий роман? Именно на её балу разворачиваются первые события, именно туда прибывает князь Андрей Болконский вместе со своей беременной супругой. По непонятным причинам этот знаменательный бал был проигнорирован сценаристами, а все диалоги и события, происходившие в его стенах, перенесены на вечер в честь дня рождения Натальи Ростовой.
В итоге фильм оставил у меня чувство глубокого разочарования. Создаётся впечатление, что сценаристы даже не удосужились прочитать роман Толстого. Моя оценка за столь вольное отношение к сюжету и персонажам крайне низка.
5/10
Шедевральный сериал "Война и мир" (2007) пленит зрителя не только ослепительной визуальной эстетикой, но и увлекательным, многогранным повествованием, охватывающим бурный вихрь эпохи Наполеоновских войн. Картина мастерски переплетает судьбы представителей русской аристократии с грандиозными историческими событиями, разворачиваясь с 1805 года и culminando в 1812-м – трагическом Пожаре Москвы.
В эпицентре повествования оказываются Пьер Безухов, благородный и невероятно состоятельный наследник, и очаровательная Наташа Ростова, девушка с ангельской невинностью и пленительным обаянием. Их любовные перипетии и жизненные испытания переплетаются с драматической судьбой Андрея Болконского – стойкого и глубоко мыслящего офицера, а также других незабываемых персонажей романа, создавая на экране увлекательный калейдоскоп любви, предательства, чести и самопожертвования.
От роскошных балов в изысканных столичных особняках до жестоких, неистовых сражений на полях битвы – "Война и мир" мастерски передаёт всю полноту и многообразие жизни той эпохи. Герои, такие как Пьер, Наташа и Андрей, проходят через череду взлётов и падений, оставляя неизгладимый след в памяти зрителя.
Внутренние конфликты героев и их метаморфозы на фоне исторических потрясений создают настоящий кинематографический эпос, который не только восхищает своим величественным визуальным исполнением, но и затрагивает самые глубинные человеческие чувства и моральные дилеммы. "Война и мир" (2007) дарит уникальную возможность окунуться в бессмертное литературное наследие Толстого, перенесенное на экран с филигранным вниманием к каждому персонажу и деталям сюжета.