Роман, скажу я вам откровенно, был мною прочитан до состояния полного износа, страницы испещрены моими пометками. Искренне восхищаюсь смелостью создателей, взявшихся за экранизацию этой вечной классики.
А теперь о самом сериале. В первую очередь бросается в глаза невероятная атмосфера, скрупулёзно воссозданная авторами. Преобладание желтоватых оттенков – не случайно. Этот цвет, грязный, понурый, словно несущий на себе тоску и духоту, органично сливается с цветовой гаммой рукописи Достоевского, где цвет играет не последнюю роль.
Именно желтый доминирует в атмосфере романа. Создается ощущение, что съемочная группа, словно вооруженная сантиметром, измеряла каждое пространство – от подъездов и улиц до домов.
Обрывки уличных разговоров, мимолетные реплики, которые герой слышит, бродя по лабиринтам города, становятся для него знаками, то подталкивающими к преступлению, то заставляющими сомневаться в его необходимости.
Герои сериала поражают своей реалистичностью. Диалоги лишены пафоса и театральности, а подбор актеров – безупречный.
Мармеладов в исполнении Кузнецова – шедевр! Актеру удалось избежать излишней сентиментальности, создав многогранного и неоднозначного персонажа. Катерина Ивановна предстает в полной мере ужасной женщиной – такой, какой ее задумал Достоевский. Образы женщин в сериале (Душечка, мать Раскольникова, Амалия Ивановна, Настасья) – яркие, запоминающиеся. Создателям удалось то, что казалось невозможным – воплотить их во плоти.
Сонечка – настолько трогательна, что ее присутствие на экране уже само по себе шокирует. Это чистый ребенок, и тем страшнее контраст с ее судьбой.
К сожалению, выделить каждого персонажа – задача невыполнимая, мой рассказ ограничен рамками. Но даже эпизодические роли доставляют огромное удовольствие.
Свидригайлов, один из моих любимых героев романа, в исполнении Балуева, к сожалению, не достиг полной глубины образа, но второй слой ему удалось раскрыть безусловно. Несмотря на то, что герой терзается страстями и окружен чертовщиной, его образ пронизан беспомощностью, разочарованием в жизни и усталостью. Достаточно взглянуть на его руки – холенные и изнеженные, они словно кричат о безысходности.
К концу фильма остается чувство разочарования. Финал явно подкачал. Раскаяние героя не впечатляет, а сцена перед самоубийством Свидригайлова лишена той напряженности и ужаса, которые приводят персонажа к краю.
Зато убийство Раскольникова – настоящий шедевр! Зритель буквально ощущает его отвращение к самому себе.
Сцена поминок Мармеладова – высший пилотаж. Здесь все продумано до мелочей – противостояние Лужина и Раскольникова, интриги первого, каждый гость выделяется из общей массы.
В заключение, рекомендую этот сериал всем без исключения. Даже школьникам, для которых творчество Достоевского может показаться чем-то страшным и непонятным, а также их учителям, ищущим новые способы донести до учеников смысл романа. Любители качественного кино просто обязаны его посмотреть!
Мое знакомство с творчеством Достоевского, признаться, началось не по собственному почину. Школьная программа, словно строгий наставник, принуждала меня к чтению его произведений. Однако, что удивительно, эта вынужденная встреча обернулась искренним восхищением перед гением русского слова.
Сериал, с первых же кадров, погружает нас в атмосферу Петербурга, где изысканная роскошь дворцовых садов и ансамблей соседствует с неприглядной нищетой и разрухой. Некоторые зрители могли посчитать подобное соседство неправдоподобным, но ведь именно так было! Жизнь бедняков того времени (к числу которых принадлежал и Раскольников) уже неоднократно описывалась в исторических трудах.
Игра актёрского состава заслуживает самых высоких похвал. Изначально Владимир Кошевой в роли Раскольникова показался мне несколько неуместным – я представляла его совсем иначе. Но его мастерство постепенно переубедило меня. Зибров, Кузнецов и Панин также блестяще справились со своими ролями. Особенно впечатляющим был Зибров: он так вжился в образ Мармеладова, что вызывал во мне почти физическое отвращение. Диалоги Мармеладова были поистине потрясающими. А Порфирий Петрович словно шагнул прямо со страниц романа.
Женские персонажи также поразили своей игрой. В первую очередь стоит отметить Яковлеву. Сонечка в исполнении Полины Филоненко получилась замечательной, но образ, созданный Татьяной Бедовой в фильме 1969 года, на мой взгляд, был более впечатляющим. Васильевой же, по-моему, не удалось до конца раскрыть гордость и статность своей героини. Она выглядела чересчур наивной и слабой.
Особую благодарность хочется выразить актёрам, исполнившим роли Свидригайлова и Разумихина – Балуеву и Перегудову. Сергей Перегудов создал образ бунтаря – задорного, бойкого и отзывчивого, таким, каким его видел Достоевский. А Балуев превзошёл ожидания: он сделал Свидригайлова намного глубже и тоньше, добавив в образ трагичность и благородство. После этой игры я уже не могу воспринимать Свидригайлова как просто мерзкого персонажа.
Создатели сериала совершили практически невозможное – перенесли рукописный текст на экран, сохранив его смысл и гармонию. Чувствуется, что фильм был создан с любовью к зрителям и читателям. Единственный недостаток – финальная сцена, которая может быть интерпретирована неоднозначно.
Несмотря на этот маленький недостаток, общее впечатление от сериала осталось исключительно положительным. Думаю, после просмотра рука сама потянется к книжной полке.
Оценка: 10 из 10.
Последние годы кинематограф все чаще обращается к богатому наследию классической литературы, переплетая страницы романов с движущимися картинками. Однако далеко не все экранизации удачны – лишь малая часть из них дотягивает до уровня достойного оригинала.
Сериал «Преступление и наказание» – это не просто удачная адаптация, он блистательно воплощает дух Достоевского. Согласитесь, похвалы подобного рода звучат редко. И даже после финальных титров возникает непреодолимое желание вернуться к первоисточнику, перечитать его под светом новых впечатлений.
Восемь серий фильма – не случайное число, а результат бережного отношения к тексту романа. Музыкальное сопровождение в сериале минимально, лишь тоскливые звуки подчеркивают драматизм происходящего. Но заставка сериала поражает своей глубиной и меланхоличностью.
Игра актерского ансамбля безупречна. Владимир Кошевой, исполнивший роль Раскольникова, заслуживает особого восхищения – его игра просто виртуозная. Дмитрий Панин в роли Порфирия Петровича несколько нервен, но именно эта нервозность придает образу сыщика особую харизму. И, конечно же, нельзя не отметить блестящую игру Кузнецова в роли Мармеладова.
В целом, фильм произвел неизгладимое впечатление (за исключением, пожалуй, финала). Создателям хочется выразить искреннюю благодарность за столь филигранную работу.
10 из 10.