Киноадаптация бессмертной поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» превзошла все ожидания. Обычно экранизации литературных произведений меркнут на фоне первоисточника, теряя образность и целостность. Часто ощущается расхождение между фантазией режиссера и замыслом автора.
Такой опыт, к сожалению, встречается довольно часто. Дело вовсе не в плохой режиссерской работе. Просто каждый читатель, погружаясь в мир книги, по-своему представляет героев, наделяет их внешностью, голосом, манерой поведения. А фильмы, как правило, искажают это представление, заменяя внешний вид героев и тембр голосов на другой. Из-за этого возникает некий диссонанс между нашим представлением и видением режиссера.
Поэтому экранизации книг часто сталкиваются с негативной реакцией со стороны читателей. Это ни в коем случае не свидетельствует о чем-то плохом или неправильном. Книга развивает воображение читателя, а фильм предлагает готовое решение.
Однако фильм «Мертвые души» можно справедливо считать высокохудожественным произведением. Даже если и возникает диссонанс, то только потому, что зритель до чего-то не додумался, не «дофантазировался». Сам сюжет преподнесен очень интересно.
Сначала мы видим известного писателя Николая Васильевича Гоголя, сжигающего листы бумаги в камине. Он задумчив и даже подавлен. Наблюдая за пламенем, Николай Васильевич медленно подходит к раскрытому окну и спрашивает: «Чего ты хочешь от меня, Русь?». Вопрос явно тревожит его. То он закутывается в длинный плащ, то сбрасывает его с плеч; крепко сжимает руками спинку стула. Великолепная актерская игра смогла передать страдания писателя, его мысли и переживания.
Внезапно в комнату входит ангел, абсолютно белый человек. Он подходит к удивленному Гоголю и кладет на его плечо руку. Все это настолько неожиданно, что зритель по неволе забывает о цели просмотра фильма, о «Мертвых душах», и занят только судьбой писателя.
Завладев вниманием аудитории, преподнеся неожиданный поворот событий, фильм уже заслуживает успеха. Ведь нет ничего утомительнее и скучнее посредственности.
Далее мы узнаем, что ангел или вдохновение в виде молодого человека доносит до знаменитого писателя его основную цель: создать то, что поможет людям, что научит их и изменит. Рассказать об этом с колыбели творения до гробовой доски.
И для Гоголя открывается путь, по которому он и пойдет для создания поэмы. Писатель выходит и спешит по дороге. Эта дорога, уходящая в даль, весьма символична: до появления ангела у Николая Васильевича было раздраженное отношение к своему творчеству и к Руси в целом, он, находясь в безысходности, задавал риторические вопросы и сам же искал на них ответы, а после разговора с ангелом он немедленно собирается в путь и почти бежит по дороге. То есть характерная для творческого подъема ситуация: от молчания и раздражения до стремления выразить свои мысли и поделиться ими с другими.
Позже мы наблюдаем за неизвестной семьей, где только что родился ребенок. Гоголь стоит за дверью и прислушивается к тому, что творится в доме. Он рассказывает, что появился на свет главный герой поэмы, и, собственно, ничего в мире не произошло из-за этого. Даже рождение героя было тихим и самым обычным, как будто сама природа не ожидала его появления.
Режиссер даже здесь очень удачно обыграл ситуацию: он поставил писателя в роль наблюдателя. Словно Гоголь ждал рождения своего героя и в самой посредственной обстановке он увидел его появление на свет.
После увиденного мы окунаемся в другую атмосферу. Уже привычный Николай Васильевич заходит в просторную комнату и здоровается с круглолицым мужчиной. Мужчина улыбается и подготавливает перо и чернила. Гоголь в свою очередь произносит несколько раз «С Богом!», что лишний раз доказывает его волнение, пьет три стакана воды у маленького столика и наконец садится напротив мужчины с пером. А вот с этого момента зритель начинает понимать, что сейчас произойдет. Писатель бережно раскрывает свою тетрадь и читает: «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка...». Мужчина старательно записывает его слова. И мы понимаем, что режиссер изобразил, как создавалась знаменитая поэма «Мертвые души»
Гоголь начинает описывать внешность главного героя: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод», и сюжет переносит нас в другую действительность, где мы видим эту самую бричку и господина, описываемого автором.
И наконец перед нами то, чего мы ждали с самого начала. Приезд Чичикова в город. Фильм представляет собой соединение диктуемых Гоголем предложений и наглядных подтверждений, то есть сюжета самого произведения. Таким образом, режиссеру удалось показать и писателя, и его работу
Сюжет поэмы был подсказан А.С. Пушкиным, которого Н.В. Гоголь уважал. Приступая к поэме, Гоголь сказал, что хочет показать всю Русь. В своем произведении автор хотел ответить на вопрос: «Русь, куда несешься ты?» Для раскрытия темы ему понадобилось сооружение сложной многомерной композиции, которая перекликается с тематической составляющей «Божественной комедии» Данте. Николай Васильевич как бы раскрывает в своем произведении круги ада: первый круг — помещики, второй — чиновники, третий — высшие чиновники («Повесть о капитане Копейкине»).
Следует заметить, что особый смысл заключен в названии поэмы. «Мертвые души» - это казалось бы умершие крестьяне, которые ещё не были списаны по документам. Но названием выражает двойное значение: с одной стороны, это действительно крестьяне, а с другой – мертвые души – это души помещиков. Живых и невредимых помещиков, которые мертвы не в биологическом понятии, а в моральном.
Каждый помещик в поэме является воплощением определенного людского порока. Также следовало бы объяснить, почему «Мертвые души» — поэма. Конечно же, будет недостаточно простого упоминания того, что сам автор назвал свое произведение поэмой. Гоголь использует яркие образы, метафоры, аллитерацию и другие стилистические приемы, свойственные именно поэзии.
Гоголь задается сложным вопросом: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?» На этот же вопрос должен ответить каждый из нас.
Название поэмы "Мертвые души" – это не просто заголовок, а меткий выстрел, поражающий самую суть. Николай Васильевич Гоголь – писатель-виртуоз, чьи творения словно рождаются для экранизации. Фильм «Мертвые души» Михаила Швейцера – это не просто картина, а целая вселенная, где каждый персонаж живет своей неповторимой жизнью, заставляя зрителей пристально вглядываться в себя.
Режиссеру, словно вдохновленному свыше, удалось передать на экране то, что Гоголь запечатлел в своей гениальной поэме. Постепенно, проникаясь атмосферой фильма, мы начинаем понимать, что истинные «мертвые души» – это вовсе не бездушные крестьяне, а их хозяева – помещики. Они утратили способность двигать Россию вперед, превратившись в непреодолимые преграды на пути нового слоя предпринимателей, представленного хитроумным Чичиковым.
Несмотря на всю свою циничность, Чичиков не стоит причислять к числу «мертвых душ». Зритель видит: как бы ни были добросердечны и заботливы помещики, с которыми он сталкивается, именно они – те самые «мертвые души». Чичиков же, почти лишенный нравственных ограничений, остается единственным действующим лицом в гоголевском мире, способным воплощать свои планы в реальность. Он не гнать мечты по кругу, как мечтательный Манилов. Режиссер мастерски доносит эту мысль до зрителя.
Фильм и произведение «Мертвые души» остаются актуальными и сегодня. Многие из нас, встретившись с гоголевскими образами, с улыбкой недоумения отвернулись бы, сказав: "Мы не такие". Человеку всегда трудно взглянуть на себя со стороны, признать в отражении свою собственную сущность. В этом заключается вечная актуальность и гениальность Гоголя.
Наш кинематограф блестяще экранизировал русскую классику, подарив нам возможность заново пережить ее глубину и мудрость.
Творчество Николая Васильевича Гоголя, особое место в котором занимает бессмертный роман "Мертвые души", пронизано глубоким осмыслением русской действительности дореволюционной эпохи. Писатель с беспощадной точностью обнажает нравственное разложение общества, показывая трагическое падение человеческой души.
В центре повествования – Павел Чичиков, странствующий по просторам России в поисках выгодной сделки. На своем пути он сталкивается с галереей ярких, но глубоко ущербных персонажей, олицетворяющих собой духовную смерть и нравственную деградацию. Их души истлели, превратившись в безжизненные оболочки, в то время как тела продолжают существовать, охваченные пороками и низменными страстями.
Жажда наживы, алчность, глупость и лицемерие – вот главные движущие силы, dictating судьбы обитателей мира "Мертвых душ". Гоголь рисует безжалостную картину общества, где нет места искренности, состраданию и благородству.
Примечательно, что в этом грандиозном романе нет ни единого положительного героя. Все персонажи охвачены пороками и не способны на истинные добрые дела. Такая беспрецедентная картина нравственного разложения делает "Мертвые души" уникальным явлением в мировой литературе.
Обратившись к экранизации романа, зритель неизбежно задаст себе вопрос: изменилось ли что-то в нашем мире с тех пор?
Несмотря на то, что экранизация далёка от идеала по качеству изображения, она всё же способна увлечь и заставить задуматься. Картина, безусловно, талантливо исполнена, поучительна и реалистична в своей передаче духа эпохи.
И хотя зрителю XXI века может быть сложно принять такое визуальное оформление, стоит признать глубину и актуальность поднятых Гоголем проблем, которые продолжают волновать человечество и по сей день.