Сериал Мертвые души онлайн

Мертвые души

В своих амбициозных планах Чичиков решает приобрести "мертвые души" - крестьян, которые уже умерли, но по-прежнему учитываются в переписи населения. Помещики, сначала удивленные необычной просьбой Чичикова, вскоре понимают, что это предложение может стать для них выгодным способом избавиться от налогового бремени. Они решают поддержать идею Чичикова и помочь ему добиться успеха в его планах обогащения. В результате успешного воплощения своих коварных замыслов, Павел Иванович становится богатым и влиятельным человеком. Он начинает плести интриги и устраивать различные инсценировки, чтобы продолжать наращивать свое состояние. Однако, как часто бывает в историях о жадности и алчности, его амбиции обречены на провал, и его планы рушатся под тяжестью собственных вымыслов....

Оригинал
Мертвые души
Страна
СССР
Жанр
драмы, отечественные, исторические, комедия
Год
1984
Режиссер
Михаил Швейцер
В ролях
Александр Трофимов, Александр Калягин, Юрий Богатырев, Лариса Удовиченко, Тамара Носова, Виталий Шаповалов, Алексей Зайцев, Виктор Сергачев, Мария Виноградова, Иннокентий Смоктуновский
Рецензии
Киноадаптация бессмертной поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» превзошла все ожидания. Обычно экранизации литературных произведений меркнут на фоне первоисточника, теряя образность и целостность. Часто ощущается расхождение между фантазией режиссера и замыслом автора. Такой опыт, к сожалению, встречается довольно часто. Дело вовсе не в плохой режиссерской работе. Просто каждый читатель, погружаясь в мир книги, по-своему представляет героев, наделяет их внешностью, голосом, манерой поведения. А фильмы, как правило, искажают это представление, заменяя внешний вид героев и тембр голосов на другой. Из-за этого возникает некий диссонанс между нашим представлением и видением режиссера. Поэтому экранизации книг часто сталкиваются с негативной реакцией со стороны читателей. Это ни в коем случае не свидетельствует о чем-то плохом или неправильном. Книга развивает воображение читателя, а фильм предлагает готовое решение. Однако фильм «Мертвые души» можно справедливо считать высокохудожественным произведением. Даже если и возникает диссонанс, то только потому, что зритель до чего-то не додумался, не «дофантазировался». Сам сюжет преподнесен очень интересно. Сначала мы видим известного писателя Николая Васильевича Гоголя, сжигающего листы бумаги в камине. Он задумчив и даже подавлен. Наблюдая за пламенем, Николай Васильевич медленно подходит к раскрытому окну и спрашивает: «Чего ты хочешь от меня, Русь?». Вопрос явно тревожит его. То он закутывается в длинный плащ, то сбрасывает его с плеч; крепко сжимает руками спинку стула. Великолепная актерская игра смогла передать страдания писателя, его мысли и переживания. Внезапно в комнату входит ангел, абсолютно белый человек. Он подходит к удивленному Гоголю и кладет на его плечо руку. Все это настолько неожиданно, что зритель по неволе забывает о цели просмотра фильма, о «Мертвых душах», и занят только судьбой писателя. Завладев вниманием аудитории, преподнеся неожиданный поворот событий, фильм уже заслуживает успеха. Ведь нет ничего утомительнее и скучнее посредственности. Далее мы узнаем, что ангел или вдохновение в виде молодого человека доносит до знаменитого писателя его основную цель: создать то, что поможет людям, что научит их и изменит. Рассказать об этом с колыбели творения до гробовой доски. И для Гоголя открывается путь, по которому он и пойдет для создания поэмы. Писатель выходит и спешит по дороге. Эта дорога, уходящая в даль, весьма символична: до появления ангела у Николая Васильевича было раздраженное отношение к своему творчеству и к Руси в целом, он, находясь в безысходности, задавал риторические вопросы и сам же искал на них ответы, а после разговора с ангелом он немедленно собирается в путь и почти бежит по дороге. То есть характерная для творческого подъема ситуация: от молчания и раздражения до стремления выразить свои мысли и поделиться ими с другими. Позже мы наблюдаем за неизвестной семьей, где только что родился ребенок. Гоголь стоит за дверью и прислушивается к тому, что творится в доме. Он рассказывает, что появился на свет главный герой поэмы, и, собственно, ничего в мире не произошло из-за этого. Даже рождение героя было тихим и самым обычным, как будто сама природа не ожидала его появления. Режиссер даже здесь очень удачно обыграл ситуацию: он поставил писателя в роль наблюдателя. Словно Гоголь ждал рождения своего героя и в самой посредственной обстановке он увидел его появление на свет. После увиденного мы окунаемся в другую атмосферу. Уже привычный Николай Васильевич заходит в просторную комнату и здоровается с круглолицым мужчиной. Мужчина улыбается и подготавливает перо и чернила. Гоголь в свою очередь произносит несколько раз «С Богом!», что лишний раз доказывает его волнение, пьет три стакана воды у маленького столика и наконец садится напротив мужчины с пером. А вот с этого момента зритель начинает понимать, что сейчас произойдет. Писатель бережно раскрывает свою тетрадь и читает: «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка...». Мужчина старательно записывает его слова. И мы понимаем, что режиссер изобразил, как создавалась знаменитая поэма «Мертвые души» Гоголь начинает описывать внешность главного героя: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод», и сюжет переносит нас в другую действительность, где мы видим эту самую бричку и господина, описываемого автором. И наконец перед нами то, чего мы ждали с самого начала. Приезд Чичикова в город. Фильм представляет собой соединение диктуемых Гоголем предложений и наглядных подтверждений, то есть сюжета самого произведения. Таким образом, режиссеру удалось показать и писателя, и его работу Сюжет поэмы был подсказан А.С. Пушкиным, которого Н.В. Гоголь уважал. Приступая к поэме, Гоголь сказал, что хочет показать всю Русь. В своем произведении автор хотел ответить на вопрос: «Русь, куда несешься ты?» Для раскрытия темы ему понадобилось сооружение сложной многомерной композиции, которая перекликается с тематической составляющей «Божественной комедии» Данте. Николай Васильевич как бы раскрывает в своем произведении круги ада: первый круг — помещики, второй — чиновники, третий — высшие чиновники («Повесть о капитане Копейкине»). Следует заметить, что особый смысл заключен в названии поэмы. «Мертвые души» - это казалось бы умершие крестьяне, которые ещё не были списаны по документам. Но названием выражает двойное значение: с одной стороны, это действительно крестьяне, а с другой – мертвые души – это души помещиков. Живых и невредимых помещиков, которые мертвы не в биологическом понятии, а в моральном. Каждый помещик в поэме является воплощением определенного людского порока. Также следовало бы объяснить, почему «Мертвые души» — поэма. Конечно же, будет недостаточно простого упоминания того, что сам автор назвал свое произведение поэмой. Гоголь использует яркие образы, метафоры, аллитерацию и другие стилистические приемы, свойственные именно поэзии. Гоголь задается сложным вопросом: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?» На этот же вопрос должен ответить каждый из нас.
Название поэмы "Мертвые души" – это не просто заголовок, а меткий выстрел, поражающий самую суть. Николай Васильевич Гоголь – писатель-виртуоз, чьи творения словно рождаются для экранизации. Фильм «Мертвые души» Михаила Швейцера – это не просто картина, а целая вселенная, где каждый персонаж живет своей неповторимой жизнью, заставляя зрителей пристально вглядываться в себя. Режиссеру, словно вдохновленному свыше, удалось передать на экране то, что Гоголь запечатлел в своей гениальной поэме. Постепенно, проникаясь атмосферой фильма, мы начинаем понимать, что истинные «мертвые души» – это вовсе не бездушные крестьяне, а их хозяева – помещики. Они утратили способность двигать Россию вперед, превратившись в непреодолимые преграды на пути нового слоя предпринимателей, представленного хитроумным Чичиковым. Несмотря на всю свою циничность, Чичиков не стоит причислять к числу «мертвых душ». Зритель видит: как бы ни были добросердечны и заботливы помещики, с которыми он сталкивается, именно они – те самые «мертвые души». Чичиков же, почти лишенный нравственных ограничений, остается единственным действующим лицом в гоголевском мире, способным воплощать свои планы в реальность. Он не гнать мечты по кругу, как мечтательный Манилов. Режиссер мастерски доносит эту мысль до зрителя. Фильм и произведение «Мертвые души» остаются актуальными и сегодня. Многие из нас, встретившись с гоголевскими образами, с улыбкой недоумения отвернулись бы, сказав: "Мы не такие". Человеку всегда трудно взглянуть на себя со стороны, признать в отражении свою собственную сущность. В этом заключается вечная актуальность и гениальность Гоголя. Наш кинематограф блестяще экранизировал русскую классику, подарив нам возможность заново пережить ее глубину и мудрость.
Творчество Николая Васильевича Гоголя, особое место в котором занимает бессмертный роман "Мертвые души", пронизано глубоким осмыслением русской действительности дореволюционной эпохи. Писатель с беспощадной точностью обнажает нравственное разложение общества, показывая трагическое падение человеческой души. В центре повествования – Павел Чичиков, странствующий по просторам России в поисках выгодной сделки. На своем пути он сталкивается с галереей ярких, но глубоко ущербных персонажей, олицетворяющих собой духовную смерть и нравственную деградацию. Их души истлели, превратившись в безжизненные оболочки, в то время как тела продолжают существовать, охваченные пороками и низменными страстями. Жажда наживы, алчность, глупость и лицемерие – вот главные движущие силы, dictating судьбы обитателей мира "Мертвых душ". Гоголь рисует безжалостную картину общества, где нет места искренности, состраданию и благородству. Примечательно, что в этом грандиозном романе нет ни единого положительного героя. Все персонажи охвачены пороками и не способны на истинные добрые дела. Такая беспрецедентная картина нравственного разложения делает "Мертвые души" уникальным явлением в мировой литературе. Обратившись к экранизации романа, зритель неизбежно задаст себе вопрос: изменилось ли что-то в нашем мире с тех пор? Несмотря на то, что экранизация далёка от идеала по качеству изображения, она всё же способна увлечь и заставить задуматься. Картина, безусловно, талантливо исполнена, поучительна и реалистична в своей передаче духа эпохи. И хотя зрителю XXI века может быть сложно принять такое визуальное оформление, стоит признать глубину и актуальность поднятых Гоголем проблем, которые продолжают волновать человечество и по сей день.